Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Историк с душой поэта

04.05.2011

Имя в литературе | В Российской государственной библиотеке в Москве в отделе рукописей он представлен личным фондом

Не знаю, как сейчас, но когда я учился в начальной школе, то у нас в программе для обязательного чтения значился рассказ Валентины Иововны Дмитриевой «Малыш и Жучка». История, поведанная писательницей, задела меня на многие годы. Да и сейчас верю в трогательную, щемящую душу историю о том, как собака по кличке Жучка спасла мальчишку, которого все звали Малыш.

Прошло года три, как было написано школьное изложение по рассказу «Малыш и Жучка», и в журнале «Детская литература» вдруг наткнулся на статью Олега Ласунского о писательнице В.И.Дмитриевой. Оказывается, она была из крестьян, девчонкой нянчила своих младших братьев и сестер и между делом самостоятельно выучилась читать и писать. И смогла из самой что ни на есть черни, как и Михаил Васильевич Ломоносов, получить образование: окончить гимназию, а потом и женские врачебные курсы в Петербурге.

А 119 лет назад она переехала в Воронежскую губернию. Здесь, в Нижнедевицке, много и плодотворно работала над новыми повестями. А ещё врача Дмитриеву направляли в Задонский уезд (тогда это была Воронежская губерния) на борьбу с эпидемией сыпного тифа.

Всё это я впервые узнал из той давней – сорок три года минуло – журнальной статьи. Так что имена Валентины Иововны Дмитриевой и писателя, литературоведа Олега Ласунского в моём сознании неразрывно связаны.

Потом было ещё много, очень много открытий, которые Олег Григорьевич сделал и для себя, и для читателей.

…Ласунский оказался в той плеяде молодых и начинающих журналистов-районщиков, которых в 1958 году «завербовал» тогдашний заведующий сектором печати обкома КПСС Иван Андреевич Сёмин. Выпускнику историко-филологического факультета ВГУ Олегу Ласунскому досталась районная газета в Землянске (на ту пору ещё существовал Землянский район; потом он вошёл в состав нынешнего Семилукского). Наряду с каждодневными новостями, сообщениями и репортажами из сел и колхозов начинающего журналиста интересовали и чисто краеведческие темы. Благо, в Землянском районе нашлись и имена, и события, достойные того, чтобы о них рассказать на страницах газеты.

И не только районной.

В то время Олег Ласунский и начинает сотрудничать с «Коммуной». Так появляется на страницах областной газеты его очерк о жизни и творчестве землянской сказительницы члене Союза писателей СССР Анне Куприяновне Барышниковой, больше известной под именем Куприяниха.

А как можно было обойти стороной прозаиков и журналистов братьев Владимира и Михаила Бахметьевых?! Оба, кстати, начинали свой литературный путь в нашей «Коммуне». Старший из братьев, Владимир, выпустил даже трёхтомное собрание сочинений, а его роман «Преступление Мартына» переиздавался неоднократно.

Если честно, то у меня, как у читателя, нет нелюбимых книг Олега Ласунского. Но если говорить о самых-самых, к которым иногда тянется рука, чтобы взять их с книжной полки, перелистать, что-то перечитать, – так это «Волшебное зерцало», «Литературные прогулки по Воронежу» и «Житель родного города. Воронежские годы Андрея Платонова».

Совсем недавно одалживал знакомому сельскому русисту «Волшебное зерцало» на время (при этом взял с него честное слово, что книгу он обязательно вернёт: издание давнишнее, его и не сыщешь теперь). Он готовил с учениками литературный вечер, посвящённый Дню Победы. И позарез им понадобился материал, в котором бы отражалась литературная жизнь Воронежа в военное лихолетье.

В «Волшебном зерцале» Олега Ласунского есть целый раздел «Перо и штык», в котором он даёт подробнейшую картину писательской среды в военные годы в Воронеже. Здесь вам и поэт Микола Бажан, и драматург Александр Корнейчук, и прозаик Ванда Василевская, и журналистка Ингрид Соколова. Последняя из названных, кстати, служила в редакции антифашистской газеты, издававшейся в Воронеже.

Как-то я задал Ласунскому в общем-то наивный, а в чём-то, может, и несколько провокационный вопрос: «Как вам, Олег Григорьевич, учёному-филологу, удаётся с такой лёгкостью переходить с научного языка на язык добротной прозы?» На что он ответил приблизительно следующее: «А никаких трудностей я не испытываю. Просто стараюсь писать хорошо. Ну а там уж как получится…»

И – получается. Иногда просто очень хорошо.

Как вышло с книгой об Андрее Платонове.

Сначала её печатал «Воронежский курьер», а так как главы появлялись с интервалом, то цельной картины не получалось: была мозаика из жизни писателя в годы его жизни и работы на родине. Первое издание «Жителя родного города» мне не досталось по причине малого тиража книги (всего-то 500 экземпляров!). Пришлось ждать второе издание.

И вот тут-то я и ощутил всю прелесть документальной прозы Олега Ласунского. Какой стиль, какой язык! Текст, достойный книг самого Андрея Платонова.

Олег Ласунский – энциклопедист. Сколько знает он о литературной и культурной жизни воронежского края, думаю, мало кто ещё может быть в курсе.

И, конечно, самый главный труд профессора Олега Ласунского – это вышедшая уже двумя изданиями под его редакцией (читай: во многом написанная и отредактированная им) «Воронежская историко-культурная энциклопедия». Труд колоссальный, в общем-то, это результат 56 лет его профессиональных занятий журналистикой, краеведением, библиофильством и писательством.

Литераторы, как и другие люди творческого труда, неохотно говорят о том, чем они занимаются на день нынешний или чем займутся завтра. Олег Григорьевич – не исключение. Но, поверьте, и на пороге своего 75-летия (завтра у Ласунского юбилей, с чем его «Коммуна» и поздравляет!) без дела он сидеть не будет. Ведь столько есть ещё забытых имён и событий, о которых обязательно надо рассказать читателям._

Виктор СИЛИН

Фото Михаила Вязового

Источник: «Коммуна», № 65 (25693),04.05.11г.


Возврат к списку