Поиск по сайту:
08.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
08.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
07.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
06.05.2024
Государственный кадастровый учет
06.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
- В детстве я приезжала к бабушке в деревню – глухомань, где не было телевизора, а радио только шипело и хрипело. Зато было много детей – когда наши игры надоедали, я собирала ребят и организовывала с ними концерт для сельских жителей. Но так как местные дети очень стеснялись и в последний момент отказывались от участия, приходилось почти всё делать самой. Концерты проходили на свежем воздухе. Мы выносили скамейки, вешали между деревьев тюлевую занавеску, украшали её деревенскими цветами из палисадника. Я и стихи читала, и пела, и танцевала.
Тогда, конечно, у будущей актрисы Воронежского академического театра драмы имени А.В.Кольцова Ольги Рыбниковой и мысли не было, что это – призвание. Ей всего лишь хотелось на время преодолеть рутину обыденности.
- Мне всегда хотелось пробовать себя в разных сферах, - признаётся она. - Я многого не умею – рисовать, как профессиональный художник, танцевать, как балерина, виртуозно играть на музыкальных инструментах, - но с огромным интересом и восхищением отношусь к тем, кому это дано.
К театру приобщила Ольгу мама – Тамара Стефановна, ныне Заслуженный учитель России. Будучи педагогом, она водила на спектакли своих учеников, а заодно и дочерей.
- Я посещала все спектакли в драмтеатре, ТЮЗе и оперном. Знала всех актёров. Драматический был моей любовью. Конечно, тогда не могла предвидеть, что случится чудо, и я буду играть вместе с Трапезниковой, Мануковской, Соколовым, Павловой, Цукановым, Крачковским… Когда это произошло, я долго не верила своему счастью!
Но на сцену из зрительного зала попала Ольга не сразу. После школы она поступила на журфак. «Я была послушной дочкой, а родители не очень разделяли моё увлечение театром». Вскоре она уже работала в газете «Молодой коммунар».
«Приняли там с распростёртыми объятиями. У меня получалось писать. Да я и в школе была редактором стенгазеты. Люблю всякое творчество, а журналистика возможность для него давала», - считает Ольга Рыбникова даже годы спустя.
Однако мечта стать актрисой победила. Конечно, выбор оказался непростым: а вдруг, забрав документы с журфака, Ольга не поступила бы на театральный факультет института искусств?
- В институте я договорилась, чтобы меня, сколько это возможно, прослушивали без документов. Боялась: а вдруг не пройду творческий конкурс? Тем более что связей у меня никаких не было, программу сама готовила, ни с кем не занималась... Родителям ничего не сказала. Это было моё самостоятельное решение. Когда мне сообщили, что всё, дальше без документов нельзя, я несколько ночей не спала. Но всё-таки есть во мне авантюрный дух, и я рискнула.
Учиться довелось на курсе ныне покойного Народного артиста России Владимира Бугрова.
- Тогда он был ректором института. У меня остались о нём самые светлые воспоминания. Владимир Васильевич – очень обаятельный человек и хороший педагог. На первом курсе мы готовили отрывки, я работала над фрагментом вампиловской пьесы «Прошлым летом в Чулимске», и кафедра актёрского мастерства оценила старания первокурсницы. Уже тогда у меня по двум основным предметам – мастерству актёра и сценической речи - были пятёрки. А на третьем я стала единственной студенткой, получавшей стипендию имени Качалова. В моей зачётке за все годы учёбы не появилось ни одной четвёрки.
Впрочем, о своих первых актёрских успехах Ольга Рыбникова рассказывает теперь с улыбкой, вспоминая, как, будучи абитуриенткой, будущим сокурсникам в шутку сказала, что известный киноартист Николай Рыбников – её дядя. «Как я потом ни доказывала, что это не так, мои успехи списывались на родство с этим актёром. А я даже шапочно не была с ним знакома!»
Так или иначе, она понимала: после первых похвал, полученных от педагогов, нужно не останавливаться на достигнутом, а постоянно развиваться. «В театре, оказавшись на одной сцене с мастерами, всему пришлось учиться заново. Всё, что я теперь в этой профессии умею, - конечно, результат моего трудолюбия и стремления соответствовать уровню, планке Академического театра», - говорит актриса.
На четвёртом курсе она получила приглашение сразу в три театра – Киевский драматический, Воронежский ТЮЗ и Кольцовский. С последним из названных и связала свою судьбу молодая актриса. «Взяли с курса меня, Константина Афонина и Наталью Попову – сейчас она в Питере работает».
Дебютной стала небольшая роль в спектакле «Экспертиза». Мать её героини играла Людмила Кравцова.
Потом двум актрисам часто доводилось выходить на сцену вместе, а на первых совместных репетициях Людмила Александровна, уже ведущая актриса театра драмы, помогала дебютантке освоиться. «Я очень стеснялась, а она проявила ко мне материнскую заботу».
Ольге Рыбниковой довелось работать с очень разными режиссёрами. Настоящим испытанием стало «Коварство и любовь», которое ставил в Кольцовском театре Михаил Бычков. «Луиза – это та роль, о которой мечтают, наверное, все актрисы. Роль была очень сложной. За каждый спектакль теряла килограмм веса, не спала ночами». Сейчас актриса признаёт, что удалось тогда не всё. В любом случае, это был ценный урок.
Впрочем, у каждого режиссёра она чему-то училась как актриса. Запомнился совет Валерия Сыроваткина. «Он мне сказал однажды, что любую роль, даже самую драматическую, нужно играть светло и позитивно. Эти слова запали в душу! Даже отъявленного злодея следует играть с удовольствием, искать в нём что-то хорошее, человеческое. С другой стороны, и играя «розовых «лирических героинь, надо находить в них недостатки, отрицательные качества. Мы ведь все сотканы из полутонов».
Но, конечно, особенные воспоминания - о долгие годы руководившем труппой Анатолии Иванове.
- Это целая эпоха в истории нашего театра. Он так терпеливо и кропотливо проповедовал свою эстетику психологического театра! У нас труппа сильная, но работали мы до него обособленно. А Иванов призывал к ансамблю, к достоверности, к мельчайшей проработке образов. Это было очень ново и сплачивало коллектив.
Спектакли рождались невероятные! «Вы плетёте кружева», – говорили нам московские критики. Но прежде чем эти кружева получались, столько нужно было переплести волокон, напрясть шёлковых ниток!
Первая моя работа с Анатолием Васильевичем – «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской. Знаковый для меня спектакль: я после него получала письма от зрителей.
Когда Иванов пришёл в театр, я была в декретном отпуске. Очень хотела поработать с ним, мне нравились его спектакли. Они были – как полотна моих любимых импрессионистов. Очень светлые, акварельные.
У меня был грудной ребёнок, и я на репетициях страшно нервничала, потому что всё оказалось новым: подача текста, существования в музыке, новые партнёрские взаимоотношения...
Мы, конечно, не сразу осознали масштаб его личности. Когда Иванов поставил «Женитьбу» Гоголя, «Самоубийцу» Эрдмана, чеховского «Платонова», театр начал ездить на фестивали. Критики захлёбывались от восторга; Иванов страшно нервничал, а мы слушали и были в некотором шоке от того, что эти уважаемые люди так высоко оценили труд нашего режиссёра.
Он всегда ставил о том, что его волновало – как человека и художника. На репетициях очень много рассказывал о себе. Даже не очень лицеприятные вещи. Таков был метод его работы. Он толкал актёров на размышления, чтобы за текстом у каждого из нас вставала своя история, какие-то дополнительные пласты... Себя не жалел, наизнанку выворачивал, чтобы мы что-то поняли о своих персонажах».
Интересно, что, вспоминая любимые спектакли Анатолия Иванова, моя собеседница начала их перечисление с постановок, в которых не была занята. Зато смогла оценить их как зритель, со стороны. «Сколько у меня было возможности смотреть их, столько я и смотрела».
Из тех же, в которых играть довелось, актриса тепло вспоминает «Кабанчика» и «Вечно живых» Виктора Розова, «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской, спектакль по чеховскому «Платонову».
Сейчас, когда в театр пришёл новый главный режиссёр Владимир Петров, актриса с интересом следит за его работой. «Мне это близко», - признаётся она. Важно, что в театре изо всех сил стараются сберечь и спектакли Анатолия Иванова.
В прошлом году Ольге Рыбниковой было присвоено звание Заслуженной артистки России. А сегодня в Воронежском академическом театре драмы имени А.В.Кольцова пройдёт её бенефис. Будет показан пользующийся популярностью у зрителей спектакль «Невероятный сеанс» по пьесе Ноэла Кауарда, где актриса выступает в одной из главных ролей.
- Мне очень нравится эта роль. Она – неординарная, драматическая.
Помимо спектакля, зрителей ждут ещё и несколько сюрпризов...
Автор: Виталий Черников
Источник: «Коммуна», № 63 (25691), 29.04.11г.