Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Повседневность искусства

18.03.2011

Культура | В Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского состоялась встреча с Народным художником России, профессором Олегом Савостюком


Фото Виталия Черникова

В разговоре приняли участие журналисты, студенты и преподаватели Воронежского художественного училища.

По предложению участвовавшего в разговоре руководителя Департамента культуры области Ивана Образцова пришедшие сюда воронежцы почтили память людей, погибших недавно в Японии. Были среди жертв тех природных катаклизмов и художники, которых лично знал Олег Михайлович.

Формальным поводом для встречи стала открывшаяся в музее выставка графики Олега Савостюка «Моё Подмосковье». К этим натюрмортам, портретам цветов, деревьев и котов в воронежском музее добавили несколько его работ, подаренных в своё время нашей галерее, в том числе картину «Снег в Париже». Встреча проходила в зале, где висят сейчас работы художника.

- Я никогда не думал, что эти вещи будут выставлены, - признался он. - Это моё повседневное творчество. Я просто рисовал – что и вам советую делать. Но когда увидел их в зале, подумал: всё-таки я неплохой художник! Бывает, какие-то работы, делавшиеся на заказ, или даже те, что считал главными, уходят в тень, а такие вещи, казалось бы, проходные, остаются.

Творчество – непростое дело! Выставка получилась камерная, тихая, мирная; возможно, это диссонирует с тем, что мы видим сейчас по телевизору. Но мы должны сохранять в себе Веру, Надежду, Любовь. Жизнь идёт. Отечественная война была, Чернобыль, а художники творили.

С Воронежем Олега Савостюка, как оказалось, связывает многое. Его дядя до начала Первой мировой учился в нашей сельскохозяйственной академии. После революции он ушёл с белой армией, потом попал в Турцию, а закончил свои дни в Брно. Сам художник в нашем городе и районах Воронежской области бывает часто, а первая его персональная выставка в Воронеже состоялась ещё в середине восьмидесятых.

Кто-то попросил Савостюка рассказать о своём отношении к терминам «современное искусство», «современный художник».

Олег Михайлович считает, что многие из сегодняшних авангардистов создают, по сути, искусство столетней давности, считать их творчество чем-то «новым» нельзя: это лишь повтор интереснейших, на его взгляд, поисков Малевича, Кончаловского, Альтмана, Брака. «А Пикассо, который возненавидел свою жену, сделал ей на картине три носа вместо одного. Все думают, что тут какой-то глубокий смысл, а он просто бабу не любил», - добавил Савостюк под общий смех аудитории.

Вообще, даже о серьёзных проблемах «высокого искусства» он старался говорить полушутливо и не отказал себе в удовольствии поделиться с молодыми художниками и журналистами несколькими смешными байками из своей жизни. Например, как он судился в Риме или как выдал себя за актёра на творческой встрече в Узбекистане.

Рассказал художник о будущем академическом пленэре. Академия художеств соберёт в Воронеже российских живописцев и графиков.

Олег Савостюк привёл в пример французский опыт: там, где когда-то творил Сезанн, теперь проводится пленэр для современных живописцев, которые дарят созданные здесь картины музею. «Если Воронеж поддержит эту идею – а я уверен, что так и произойдёт, - это будет хорошим примером для России». Таким образом могут пополниться музейные экспозиции не только в областном центре.

Зашёл разговор и о перспективах открытия филиала Суриковского института на базе Воронежского художественного училища, в котором Савостюк не раз бывал в качестве председателя экзаменационной комиссии.

Как рассказал директор училища Сергей Гулевский, «кадровый состав определён, все программы отработаны, договор заключён. На завершение проекта требуется более года. Мы знаем, как это сделать».

Автор: Виталий Черников

Источник: «Коммуна», №38 (25666), 18.03.11г.


Возврат к списку