Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Закалить тело, укрепить дух

18.03.2011

Высшее образование | Темой №1 на встрече руководства Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко со студенчеством стала организация и поддержка здорового образа жизни

В медицинской академии прошла встреча студентов с руководством вуза. Традиционному для ВГМА мероприятию предшествовала большая подготовительная работа. Студенты составляли и отправляли на сайт академии, а также в специальный почтовый ящик свои вопросы. Ректор и руководители всех основных структурных подразделений вуза готовили ответы, объединяя их в общий сценарий вечера. Общение со студентами продолжалось два с половиной часа. Ключевой темой на этот раз стала организация здорового образа жизни студентов. Вопрос для будущих медиков отнюдь не праздный. Ведь без здорового как в физическом, так и в духовном плане врача, не может быть здорового пациента.

Здоровье нации – универсальный критерий правильности и успешности социально-экономического развития и демографической политики любого государства.

По мнению отечественных учёных, в современном сложном мире умение быть здоровым во многом зависит от активного участия населения в сохранении здоровья, в организации здорового образа жизни.

Темп современной жизни приводит к тому, что нервно-эмоциональное напряжение и повседневный стресс буквально съедают наше здоровье и сокращают жизнь.

На этом фоне здоровье студенческой молодёжи - один из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности страны. С сожалением приходится констатировать, что многочисленные исследования учёных свидетельствуют о неблагоприятных изменениях в состоянии здоровья студенчества.

- Современные тенденции в области демографии, оценки качества здоровья молодых поколений не вызывают сомнений, – начал разговор о самом главном ректор ВГМА, профессор Игорь Есауленко. - В России 26 миллионов детей. Из них - четыре с половиной миллиона растут в неблагополучных семьях, миллион детей является беспризорниками, полмиллиона – хронические больные, которые могут находиться только в условиях специализированного интерната.

Ни для кого не секрет, что основы здоровья человека закладываются в детстве. Для наших студентов, и это не подлежит сомнению, дело укрепления собственного здоровья должно стать не только центральной задачей формирующейся личности, но и основой мировоззрения будущего профессионала–медика.

Начинать с себя

Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс. В своём выступлении Игорь Эдуардович затронул наиважнейший аспект решения этой задачи – создание мотивации. Ректор привёл интересные факты, высказал убедительные предложения, перечислил основные мотивы, которые в состоянии помочь молодым понять простые истины: «Борьбу за здоровый образ жизни нужно начинать с себя» и «Вставать на путь самосовершенствования никогда не поздно». Тем более, что многоплановая деятельность медицинской академии этому активно способствует.



Диалог с преподавателями выходит за рамки учебного процесса.

На всех кафедрах ВГМА ведётся большая работа по формированию здорового образа жизни, по организации условий для занятий спортом, в конечном итоге – по созданию мотивации здоровья. Более того, в вузе разработана и – что немаловажно! – реализуется Программа формирования здорового образа жизни. К работе над ней подключены все подразделения ВГМА.

В проекте участвуют практически все студенты медицинской академии. С первого по шестой курс сотрудники вуза ведут наблюдения и осуществляют контроль за их самочувствием. При необходимости вносят коррективы: дают рекомендации по правильному питанию, прививают навыки полноценного отдыха. Учат будущих врачей чутко реагировать на сигналы организма, показывают, что нужно делать для того, чтобы поддерживать в хорошей форме своё физическое, психическое и нравственное здоровье.

Как подчеркнул Игорь Есауленко, в ВГМА работает кафедра семейной медицины, которая внимательно следит за этой темой. На базе вуза скоро начнёт работу Центр здоровья студентов – структура, при помощи которой будущие специалисты смогут самостоятельно отслеживать свои показатели здоровья и их корректировать.

В мае 2011 года запланировано открытие вузовского спортивно-оздоровительного комплекса.

Пропаганда здорового образа жизни в ВГМА ведётся постоянно. Для этого здесь созданы все условия: отличные спортивные залы, спортивные комнаты в общежитиях, различные тренажеры и др. Внимание всего воронежского студенчества приковано к крупному социальному проекту медицинской академии – ежегодной молодёжной олимпиаде «Сила поколения – вера, спорт, движение!». Этот праздник спорта каждую осень проводится в спортивно-оздоровительном комплексе «Олимпик», не имеет аналогов в России, обладает хорошими перспективами для дальнейшего развития и внедрения в практический опыт других вузов.

В середине мая в Воронеже пройдёт заключительный этап II Всероссийского молодёжного форума «Мы – за здоровый образ жизни», в котором активное участие примет медицинская академия. Площадка для проведения столь значимого мероприятия была выбрана в первую очередь с учётом колоссальных наработок медицинской академии в заявленной теме.

- Мы стараемся смотреть на здоровье с разных позиций, - рассказал Игорь Есауленко. - Совместно с Воронежской и Борисоглебской епархией на недавнем семинаре обсуждали вопросы духовно-нравственного здоровья. Для его укрепления нами сделано немало. В новом корпусе медицинской академии более года назад был освящён домовый храм во имя апостола и евангелиста Луки, который, согласно церковному преданию, был первым христианским врачом. Создавался храм на пожертвования сотрудников и студентов академии. С момента открытия в нём регулярно проходят богослужения.


На вручении дипломов сестрам милосердия.

К слову, скоро у храма ВГМА будет свой священник – проводить службы в стенах родного вуза желает наш воспитанник Дмитрий Василенко. Есть в вузе клуб студентов «Лекарь», который занимается изучением духовно-нравственных проблем в организации лечения больных. В прошлом году состоялся первый выпуск сестёр милосердия. Их подготовку вуз осуществлял совместно с Воронежской духовной семинарией. В результате выпускницы ВГМА получили дипломы медицинских сестёр, а также свидетельства о том, что прослушали курс лекций духовной семинарии.

Врач, откажись от сигареты!

Духовно-нравственное здоровье – естественная составляющая здорового образа жизни. О том, что в медицинской академии оно на бесспорной высоте, говорит один только факт: среди всех медицинских вузов России – а их 55! – ВГМА по основным показателям заняла 6-е и 7-е места. Во многом этому способствовало достойное состояние материально-технической базы вуза. В то же время высокий результат в рейтинге образовательных учреждений здравоохранения - это и объективная оценка принципиально новых подходов вуза к процессу формирования здорового поколения медицинских кадров.

Кстати, сами будущие эскулапы во время встречи с руководством ВГМА подтвердили, что полностью солидарны со взятым медицинской академией курсом. Студенты выступили с предложением ликвидировать расположенную рядом с вузом площадку для курения. Более того – обратились к своим товарищам с призывом превратить alma mater в территорию, свободную от табачной зависимости. Здесь же на вечере встречи задавались и вопросы «Как бросить курить?», «Что может стать стимулом для отказа от вредной привычки?» По интонациям было понятно, что студенты-медики не на шутку озабочены не только состоянием своего собственного здоровья, но и желанием помочь избавиться от сигареты своим родным и близким.

Вопросы здоровья в принципе не исчезали из поля зрения тех, кто пришёл на встречу с ректором. Студентов интересовало, когда начнёт свою работу бассейн и как скоро у них появится возможность посещать физкультурно-оздоровительный комплекс. Первый проректор Александр Черных заверил ребят, что открытия объектов осталось ждать совсем недолго, буквально пару месяцев.

Большой блок вопросов был объединён учебной тематикой. Первокурсники интересовались, почему студенты, обучающиеся по областному заказу, считаются коммерческими и не могут получать стипендию и прочие привилегии бюджетников, несмотря на то, что многие из них учатся на хорошие и отличные оценки. Выяснилось, что у вуза есть контрольные цифры бюджетного приёма. Всё, что превышает установленную норму, автоматически переходит в категорию сверхпланового коммерческого набора.

Это же правило работает в отношении тех, кто обучается в вузе по областному заказу. Ведь в данном случае за обучение платят не сами студенты и их родители, а областной и муниципальный бюджеты.

На вопрос, что необходимо для того, чтобы коммерческий студент был переведён на бюджет, было дано разъяснение о соответствующем положении, согласно которому перевод может осуществляться дважды в год после каждой сессии.

- Прежде, чем говорить о переходе, следует знать, что дело не только в успеваемости, – напомнил проректор. - Главное условие для перевода на бюджетную основу – это наличие вакантных мест. Поэтому как бы вы хорошо ни учились, если нет свободных мест, перевод невозможен. В то же время (и это подтверждено соответствующими документами) при переводе учитываются успеваемость студента, подтверждённые документально социальные факторы, участие в общественной жизни академии, научной работе и т.д.

Одним из животрепещущих для молодых оказался вопрос, так что же всё-таки в ближайшее время должно произойти со студенческой стипендией. Неужели упразднят? Оказалось, что слухи о её «преждевременном уходе» были явно преувеличены. Никуда стипендия не исчезнет. Более того, согласно заявлению премьер-министра Владимира Путина, с первого сентября нынешнего года студенческие стипендии будут проиндексированы на девять процентов.

Удовлетворённые таким ответом студенты поинтересовались, каким образом можно поправить во время летних каникул здоровье.

Александр Черных напомнил, что каждое лето академия отправляет на отдых в Крым порядка 100 -150 студентов. В большинстве случаев – это студенты бюджетной формы обучения. Их отдых и лечение оплачиваются из различных финансовых источников, включая бюджет вуза. Все остро нуждающиеся в такой помощи в ВГМА под контролем. В особо тяжёлых ситуациях не отказывают даже тем, кто обучается на коммерческих условиях. Главное – вовремя сигнализировать о своих проблемах в студенческий профком.

Следующий блок вопросов был обращён к особенностям учебного процесса. Заинтересованные в повышении качества знаний студенты хотели услышать о перспективах развития академии в учебном плане, задавали вопросы о внедрении новых обучающих методик.

Удовлетворил любознательность будущих врачей проректор по учебной работе Владимир Болотских, рассказавший о перспективах введения новых государственных образовательных стандартов. Согласно новым стандартам около 50 процентов подготовки молодые должны будут осуществлять самостоятельно. Новые методики обучения предусматривают большой объём индивидуальной работы. Для того чтобы помочь студентам плавно и без потерь перейти к самостоятельному обучению, уже сегодня расширяется и совершенствуется материальная база ВГМА. Закупается специальное оборудование, в частности интерактивные доски. Готовятся к новым формам обучения преподавательские адры.

- Мы ввели систему менеджмента качества, которая позволяет корректировать не только успеваемость, но и те недостатки, которые возникают в процессе подготовки специалистов, в том числе и недоработки преподавателей, - кадры.

- Мы ввели систему менеджмента качества, которая позволяет корректировать не только успеваемость, но и те недостатки, которые возникают в процессе подготовки специалистов, в том числе и недоработки преподавателей, - поделился Владимир Болотских. - Вуз получил документ о сертификации новой системы менеджмента. Возлагаем на неё большие надежды. Надеемся, что с её внедрением станет гораздо прозрачнее оценка качества передачи знаний. Студентов будут чаще анкетировать, чаще спрашивать независимое мнение в отношении предметов, преподавателей, приёмов подачи материала и т.д. Для нас крайне важно - учитывать ваши мнения.

Комфорт в учёбе и работе

Вместе с тем Владимир Болотских подчеркнул, что медицину практически невозможно сравнивать с какими-то другими дисциплинами. Здесь очень важно многое попробовать, потрогать руками. Изучать медицину по монитору – неправильно. Результат даст только контакт с пациентами, а также с врачами, которые могут помочь, подсказать, поделиться собственным опытом.

Таким образом, тема разговора переместилась в область медицинской практики.

«Можно ли практиковаться в медицинских учреждениях Воронежа, если проживаешь в другой области?» - задавались вопросом студенты.

Ответ был лаконичен: практика существует, прежде всего, для того, чтобы студент мог получить навыки самостоятельной работы. Возможности клинической базы в Воронеже ограничены. Поэтому в интересах самих будущих врачей – не бояться работать за границами областного центра. В то же время медицинская академия продолжает искать и другие варианты решения проблемы. В планах вуза расширение Центра практических навыков – обучающей структуры, где многие профессиональные навыки можно будет осваивать, как говорится, вживую.

Не остаётся без внимания и совершенствование теоретической базы вуза. В медицинской академии есть план систематического обновления библиотечного фонда. Несмотря на то, что официально учебник должен служить порядка 10 лет, большинство книг в вузе более трёх лет не служит. Ежегодно на приобретение учебников ВГМА расходует не менее девяти миллионов рублей. Это – колоссальные суммы.

Есть в резерве у академии и так называемые электронные учебники (в компьютерном варианте студентам доступны более 700 книг). Учащимся ВГМА электронная база знаний более известна как программа «Консультант студента». Доступ к ней открыт в библиотеке вуза. В настоящее время программа адаптируется к серверу академии. В ближайшем будущем открыть любой из внесённых в базу «Консультанта» учебников можно будет через Интернет. Для удобства студентов приобретено 160 электронных карт. Первыми на новую систему будут переведены учащиеся лечебного факультета. В дальнейшем планируется распространить этот опыт на все факультеты.

От перспектив образовательных разговор свернул к проблемам бытовым, но не менее насущным. Каким образом в академии работают над обновлением материально-технической базы? В какой стадии находится ремонт общежитий? Появится ли в их комнатах новая мебель?

На этот блок вопросов ответил проректор по административно-хозяйственной работе Леонид Блощицын:

- Академия располагает пятью общежитиями, двумя учебными корпусами и двумя клиническими базами. Это – серьёзный комплекс, который требует ежегодного выделения средств на поддержание зданий и сооружений в надлежащем виде. Только в прошлом году мы установили 892 новых оконных блока. В этом году подали в Министерство здравоохранения и социального развития заявку на финансирование полной реконструкции окон.

В рейтинге воронежских вузов ВГМА оказалась на первом месте. И всё-таки кто оценивал вуз и по каким критериям. Об этом был следующий вопрос студенческой аудитории. Выяснилось, что оценивали положение дел в ВГМА независимые эксперты – РИА «Новости» и Общественная палата.

- По такому критерию, как открытость и доступность нашей программы в Интернете, нам удалось выйти на первое место среди медицинских вузов России, - сообщил проректор по учебной работе, - второй показатель высокого статуса академии – самые высокие проходные баллы, которые набрали наши абитуриенты при поступлении. Получается, что на наши специальности мы набрали самых лучших студентов со всей России.

В связи с этим возник вопрос, стоит ли ВГМА ожидать перемены статуса. Другими словами: не будет ли академия переименована в университет?

Оказалось, что пока такая возможность всерьёз не рассматривалась. Вместе с тем критерии, по которым оценивается деятельность высшего учебного заведения, неизбежно будут меняться. А значит, всё может быть. Во всяком случае сегодняшняя высокая репутация ВГМА даёт вузу основания надеяться на положительные перемены в статусе.

Важной темой, которую затронул проректор по научно-инновационной деятельности и информатизации Вадим Кунин, стала научная работа:

- Одна из задач медицинского вуза – это образовательная, научная и клиническая деятельность. Если будущий врач хочет стать нормальным квалифицированным специалистом, иметь свой круг благодарных пациентов и общественное признание, то лучшего стимула для активного участия в научной жизни вуза и быть не может.

Для продуктивных занятий наукой в ВГМА есть прекрасно оснащённая центральная научно-исследовательская лаборатория. Регулярно обновляются оснащение и оборудование кафедр вуза. Отличный материальный стимул для занятий наукой – наличие именных, президентских, правительственных и губернаторских стипендий. Регулярно ими отмечаются и поощряются лучшие студенческие научные работы. Так, в 2010 году трое учащихся ВГМА стали победителями областного конкурса.

Успешно прошло лицензирование аспирантур, в результате чего медицинская академия получила право обучения в аспирантуре по 38 специальностям. Форма обучения очная и заочная.

На вопрос о том, стоит ли ждать нынешнему поколению студентов-медиков изменения сроков прохождения интернатуры и аспирантуры, ответил проректор по последипломному образованию Пётр Чесноков:

- Сроки прохождения интернатуры и ординатуры не изменятся вплоть до 2016 года, когда будет принят новый закон об образовании. На сегодняшний день сроки остаются прежними: один год интернатура, два года – ординатура. Большой акцент будет сделан на качестве подготовки.

В 2011 году в ВГМА пройдёт лицензирование новых специальностей: в ординатуре -нейрохирургия, косметология, восстановительная медицина, в интернатуре – анестезиология, реаниматология, клиническая лабораторная диагностика.

Здоровый доктор – здоровое население

На встрече с руководством вуза студенты получили ответы на все самые важные вопросы. Кроме этого, ощутили себя единым мощным организмом по имени Воронежская государственная медицинская академия.

Подводя итоги мероприятия, ректор Игорь Есауленко отметил, что такие элементы воспитания, как ежегодная встреча студентов с руководством и преподавателями вуза, проведение студенческих научных и православных конференций, участие в социальных акциях, деятельность волонтёрского движения «Млечный путь», формируют у студентов-медиков чувство гражданской ответственности, делают их зрелыми личностями.


Физкультминутка в процессе аудиторных занятий – это здорово!


У будущих медиков стало правилом дружить со спортом.

Для молодых крайне важно - самим создавать и преображать мир вокруг себя. Эта идея заложена и в основу творческого конкурса «Здоровье глазами молодёжи». К участию в нём ВГМА приглашает школьников и студентов, желающих в художественной форме высказаться на тему как физического, так и нравственного здоровья своих современников. Заинтересованность в проведении конкурса «Здоровье глазами молодёжи» проявили областной Департамент образования и областной Департамент здравоохранения.

- На сегодняшний день вуз идёт по пути реализации комплексной задачи, которая объединяет и воспитательные, и учебные, и лечебные вопросы, - заключил Игорь Эдуардович. – И все они неизбежно пересекаются в точке формирования здорового образа молодёжи.

Сейчас в обществе обсуждается идея проведения в Москве большого всемирного форума, обращенного к теме формирования здорового образа жизни. Желание поддержать его выразили практически все вузы России. Ожидается присутствие многочисленных зарубежных молодёжных делегаций. Мероприятие посетит Генеральный секретарь ООН. Это показатель того, что вопросам здорового образа жизни во всём мировом сообществе сегодня уделяется колоссальное внимание. Наша задача – реализовывать эту программу у себя. Ведь без здоровой личности не может быть хорошего профессионала. А без хорошего профессионала не может быть здорового населения.

Материалы подготовили:  Наталья Столповская, Елена Зеликова, Константин Толоконников (фото).

Источник: «Коммуна», №38 (25666), 18.03.11г.


Возврат к списку