16.03.2011
Ответы на письма читателей подготовила Светлана Андреева,
председатель совета Воронежской региональной
общественной организации «Центр защиты прав потребителей»
(г. Воронеж, ул. Челюскинцев, 136, телефон 276-48-73)
Кто в ответе за гарантию?
В техническом паспорте на телевизор, который мы решили приобрести, указано: гарантия – три года. Однако продавец пояснил, что магазин дает гарантию на год, а за оставшиеся два года отвечает только производитель. Так ли это?
Статьи 5 и 18 Закона «О защите прав потребителей» говорят о том, что магазин не имеет право уменьшать срок гарантии, данный производителем. А если завод-изготовитель дал гарантию менее двух лет, то, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», гарантия действует в течение двух лет, а по истечении этого срока завод-изготовитель в течение десяти лет отвечает за проявившиеся производственные дефекты.
Сколько ждать?
Купил сотовый телефон, а он оказался бракованным.И теперь жду его вот уже больше месяца. Задержку мастера объясняют тем, что у них пока нет нужных деталей. Как быть?
Если в приобретенном товаре обнаружен производственный брак, и он находится в ремонте по гарантии, дефект должен быть устранен незамедлительно. Отсутствие необходимых для ремонта деталей не может являться основанием для увеличения срока ремонта.
Однако следует учесть, что в особых случаях в связи с загруженностью сервисных центров и в соответствии с прописанными условиями заключенного с потребителем договора предельно допустимый законом срок ремонта может составлять 45 суток.
В случае, если этот срок нарушен по вине сервисного центра, завода-изготовителя, такой товар признается товаром ненадлежащего качества, а дефект - неустранимым. В этом случае покупатель имеет полное право обратиться в магазин, написать заявление в двух экземплярах, изложив возникшую ситуацию, от этого товара отказаться и потребовать вернуть за него деньги.
Стоит напомнить еще об одном правиле: сдав технику в ремонт (хлеборезку, музыкальный центр, телевизор, не говоря уже о сотовых телефонах), покупатель по письменному требованию вправе получить на все время ремонта (если его срок превышает трое суток) исправный товар с такими же основными рабочими функциями. С просьбой выдать технику из подменного фонда нужно обращаться к продавцу.
Просьба покупателя должна быть выполнена в течение трех рабочих дней, а в случае затягивания этого срока выплачивается неустойка по 1 проценту от цены товара, сданного в ремонт за каждый день просрочки.
Вместе с тем право на получение подменной техники не распространяется на автомобили, мотоциклы, холодильники, стиральные машины, мебель, электробытовые приборы для приготовления пищи (СВЧ - печи, электрочайники, тостеры) и др.
Запутались в цене
Мы с женой пользуемся услугами продуктового магазина самообслуживания, расположенного неподалеку от нашего дома. На витринах выложены пакеты с товарами, здесь же множество ценников, в которых очень сложно разобраться – какой из продуктов сколько стоит. Как поступить в этом случае?
Согласно существующим Правилам торговли продавец обязан обеспечить наличие четко оформленных ценников на выставленный в витринах товар. В случае возникающих вопросов по этому поводу за разъяснением, сколько стоит тот или иной товар, покупатель может обратиться к старшему продавцу.
Часто встречается и другая проблема с ценниками: на них стоит одна сумма, а в кассе пробивают другую. Причину при этом продавцы объясняют большим количеством товара и недостатком времени ценники поменять. Это грубейшее нарушение, за которое на магазин накладывают штраф. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, зафиксируйте этот факт и обращайтесь в Роспотребнадзор.
Банкноты примут, если…
В кармане брюк, постиранных женой, оказались денежные купюры. Можно ли попытаться сдать их в бухгалтерию по месту работы или в банк?
Нести постиранные, испачканные или порванные деньги нужно не в бухгалтерию по месту работы – там вам могут не пойти навстречу, а в любой ближайший банк. Кредитные организации обязаны принимать от населения в обмен даже серьезно пострадавшие банкноты, если от них осталось 55 процентов и больше бумажной площади, а главное - сохранен номерной знак банкнота.
Даже если купюры порвали на мелкие кусочки, а потом склеили – они все равно деньги, которые обязаны у вас принять на обмен. Не имеет значения, принесли вы испорченную сторублевку или купюру в пять тысяч – ограничений нет. Вам либо выдадут такую же сумму наличными. Либо предложат положить на счет – выбирать вам.
Единственная трудность касается купюр, подлинность которых вызывает сомнения: такую банк прежде отправит на экспертизу, а уже потом будет рассчитываться с вами.
Товар с рынка
Недавно с подругой купили на рынке костюм. Продавец уверял, что он из хлопка. А когда приехала домой, внимательно рассмотрела покупку, поняла, что передо мной синтетика низкого качества. Товарный чек мне не дали. Могу ли я вернуть деньги?
Вы имеете право вернуть деньги, если хорошо помните, у кого покупали костюм. Вам следует написать заявление в двух экземплярах, в котором подробно изложите ситуацию, отметив, что продавец ввел вас в заблуждение. Один экземпляр отдайте продавцу торговой точки, а другой сохраните у себя с подписью продавца. На вашем экземпляре должны поставить дату и расписаться.
Обязательно укажите, что с вами были свидетели, которые могут подтвердить факт покупки, а то продавец может начать отказываться от товара. Если продавец не хочет принимать заявление, вы можете обратиться в администрацию рынка или направить заявление в торговую точку заказным письмом. В течение 10 дней вам обязаны вернуть деньги или заменить костюм, тем более, что вы его не носили.
Чтобы подобного не произошло с вами в следующий раз, при покупке какого-либо товара обязательно обращайте внимание на номер торгового места, на то, имеются ли сведения о регистрации частного предпринимателя. В администрации рынка узнайте фамилию продавца и хозяина. Уточните, есть ли у предпринимателя другие места на рынке, торгуют ли они здесь каждый день.
Если вам при покупке не выдают товарный чек (умышленно нарушая закон), разумно от нее вообще отказаться.
Источник: «Воронежская неделя», № 11 (1996), 16.03.11г.