Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Проблема. Одни ли «пираты» виноваты?

03.04.2010

В Воронеже ждут закона о такси. Действующие нормы, между тем, не исполняются

В Воронеже ждут закона о такси. Действующие нормы, между тем, не исполняются. Фото Константина Толоконникова.
Фото Константина Толоконникова.

От транспортного беспорядка воронежцы страдают каждый день. Приходить вовремя на работу или возвращаться вечером из гостей становится всё труднее. Невозможно рассчитать время передвижения из одной точки города в другую. Пассажиры не уверены в профессионализме, а иногда - даже в трезвости водителя автобуса или «маршрутки». Из трудной ситуации могло бы выручить такси, пользоваться которым время от времени могут себе позволить большинство горожан. Но и такси отнюдь не надёжно. Нынешние пассажиры не застрахованы ни от путаницы с адресом, ни от шантажа, ни от элементарного хамства. Невозможно с полной уверенностью рассчитать время пути на свидание или деловую встречу: воронежские таксисты частенько не стесняются опаздывать и на 15 минут, и на целых полчаса.

Одной из основных причин беспорядка считают то обстоятельство, что большая часть городских таксистов работают нелегально. Действительно, по данным комитета по предпринимательству Воронежской областной Думы, в Воронеже действуют около десяти тысяч «пиратов». 38 организаций и 440 индивидуальных предпринимателей располагают гораздо меньшим числом машин.

Многие нелегалы даже не затрудняют себя ставить фонари с «шашечками», которые можно приобрести всего за несколько сотен рублей. Диспетчерские центры тоже зачастую просто-напросто передают заказы тем же «пиратам». В результате городская казна недополучает десятки миллионов рублей. Не может идти речи ни о каких гарантиях безопасности для пассажиров: часто их заманивают в настоящие развалюхи. Не определены стоянки такси. А рассказы водителей часто весьма остросюжетны.

- Попробуй только стать не там – колёса проткнут! А то и ребят-наркоманов наймут, те или капот поцарапают, или лобовое стекло разобьют… Погонишься за таким, а он – во двор куда-нибудь, и ищи-свищи. Ну и мы тоже, бывает, колёса проткнём… А что, жизнь такая, сами себя защищаем… - Алексей ушёл в таксисты ещё в 90-е, уволившись с Воронежского завода имени Калинина. Работает он на своей «Волге» в часы пик и под вечер, ночует дома. Наниматься в организацию не собирается, денег и без того не хватает: приходится оплачивать ипотеку и учебу сына в институте.

Болезненную тему не раз поднимали представители органов власти и общественных организаций, она звучала на заседаниях и «круглых столах». Получила она достойное отражение и в воронежских средствах массовой информации. Рассуждения о бедствиях обычно завершаются выводами о несовершенстве законодательной базы, призывами разработать новый региональный закон или восстановить отмененное пять лет назад лицензирование.

Но, может быть, стоит взглянуть на проблему иначе? Стремление изобрести законы на все случаи жизни, наверное, полезно, да и законодательная база далека от идеала. Но тем не менее, нормы регламентирующие работу такси, существуют.

Так, никто не отменял Федеральный Закон № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Статья третья первой главы данного закона недвусмысленно поясняет: «На основании настоящего Федерального Закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…» Правила регулируют порядок организации и условия различных видов перевозок, в том числе и указанные в третьем пункте пятой статьи Устава «Перевозки легковыми такси». Им в документе посвящена отдельная, пятая, глава. В ней, в частности, указывается , что«перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме» (п. 1, ст. 31). А также то, что фрахтовщик или действующий от его имени или по поручению водитель обязан выдать пассажиру «квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси» (п.5, ст. 31).

Как видим, нормы, на основании которых должны работать таксисты, прописаны достаточно чётко. Для исполнения данного закона было принято Постановление Правительства № 112 от 14 февраля 2009 года «Об утверждении правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», раздел IV которого предельно чётко прописывает вопросы организации перевозок, включая регистрацию заказов, внешний вид автомобиля, порядок оплаты и т.д.

В нашем регионе действует и Закон 12-оз от 12 февраля 2002 года «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Воронежской области», который также регулирует работу легковых такси. В его девятой статье чётко определено, что организатор пассажирских перевозок – орган исполнительной власти - обеспечивает контроль за соблюдением перевозчиками законов, правил, стандартов и нормативов и др.

Каждый может убедиться в том, что перечисленные документы вполне понятны и ждут лишь выполнения.

Кроме того, согласно Гражданскому Кодексу РФ, в случае нарушения публичного договора должен применяться Закон «О защите прав потребителей». Таким образом, пассажир, столкнувшийся с неприглядной реальностью работы городского такси, с юридической точки зрения, вполне защищён.

Так что не отсутствие правил, а отсутствие контроля за их соблюдением влечёт за собой неорганизованность работы такси. Да и в пресловутом ли «пиратстве» дело? Не секрет, что и представители известных фирм со звонкими номерами частенько опаздывают и хамят. И критика в адрес «бомбил» связана, скорее, с недовольством их стихийной конкуренцией, чем с заботой о благе пассажира.

- Создаётся впечатление, что тот, кто должен заниматься организацией работы такси, или не знает нормативных актов, или просто не занимается выполнением своих функций. А ведь если учесть, что такси пользуется не самая бедная, интеллектуально развитая часть общества, как можно терпеть такое безобразие? Кроме того, неорганизованная работа легковых такси наносит ущерб организованной работе автобусного пассажирского транспорта, где тоже проблем достаточно. Предприятия транспорта недополучают доходы, растут убытки, увеличивается нагрузка на бюджет, - отмечает президент Союза автотранспортников Воронежской области Геннадий Николаев.

Естественно, зреет вопрос: что же изменится с созданием новых правил, если даже действующие не выполняются? И повысит ли борьба с «пиратами» качество обслуживания пассажиров? И так ли уж необходима дополнительная юридическая «оснастка», когда не хватает желания скомандовать: «Полный вперёд»?

Автор: Юрий Голубь.

Источник: «Коммуна», № 48 (25479), 03.04.10г.


Возврат к списку