Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Взгляд юных на профессию. Ремесло или творчество?

19.01.2011

13 января журналисты отметили День российской печати. Праздник уже позади, но повод поговорить о журналистике есть всегда

Дилемма, «что такое журналистика – ремесло или творчество», сродни вопросу: «что было вначале – яйцо или курица». Лучшие журналистские умы долгие годы бьются над этой загадкой, но так и не приходят к единому мнению. Я не стану навязывать свою точку зрения – просто расскажу историю.

…Выхожу на улицу. Идёт дождь. Вода стекает в выбоины на асфальте и превращается в грязные лужи. Мутное небо будто придавливает своей тяжестью…Чувствую себя в Петербурге Достоевского. Хочется взять ручку (хотя нет, лучше перо) и писать о смысле жизни. Но вместо этого я захожу в редакцию, включаю компьютер, набираю заметки про циклоны, плохие дороги и бездействие коммунальных служб.

Так, полёт мыслей художника прервало редакционное задание.

Оказывается, и в такой творческой профессии, как журналистика, бывают будни. Я не задумывалась над этим, когда училась в университете. Моя будущая профессия представлялась мне чем-то необычайно романтичным, жизнь журналиста напоминала главу из приключенческого романа. Себя я видела сидящей с задумчивым видом за письменным столом, извлекающей из своей головы гениальные философские мысли. Для полноты картины на столе помещались бутылка виски и кубинские сигары.

Естественно, тексты о коммунальных службах, подготовка материалов в срок, командировки, где можно замёрзнуть, простыть и т.д., в мои планы не входили. Поэтому я сильно переживала, когда работа начала загонять меня в ненавистные всем студентам-журналистам, «творческим» и «свободным до мозга костей» юнцам, рамки. Да, чувствовала себя несчастным, непонятым художником. Быть может, я бы даже простила такие издевательства над собой за приличную (никак не меньше пары тысяч у.е. зарплату).

Но журналистика, как оказалось, не кормит. И это стало ещё одним разочарованием. Ощущала, что из творца превращаюсь в ремесленника, что на моих произведениях не лежит печать духа и что больше не плачу над каждой идущей из моего пламенного сердца строкой.

Бешеный темп ежедневной газеты не оставлял времени для многочасовых раздумий о пафосе и миссии моего творчества. И долго бы ещё так я страдала, если бы не поняла: творчество и романтика журналистики не в этом. Она в том, чтобы простенькое и не претендующее на звание вечных ценностей сделать интересным.

Журналистика, на мой взгляд, это игра с формой, потому что содержание часто не ново, повторяется. А ты ищешь, с какой стороны к этому известному подойти. Вот он, творческий поиск, в союзе с технологией ремесленника.

Казалось бы, что необычного в том, чтобы написать миллиардный по счёту репортаж или взять интервью у какой-нибудь медийной персоны, тропу к жилищу которой протоптала сотня журналистских ног. Твой текст будет похож на все остальные, ведь жанр репортажа известен давно, а человек, у которого берёшь интервью, не может всякий раз преподносить себя с новой стороны. Технология создана до тебя. Но ты подходишь к работе творчески: ищешь скрытые камни, отмечаешь детали, играешь со структурой и получаешь уникальное произведение, вместившее в себя и проверенную технологию, и творческий полёт автора.

Журналистика – не ремесло и не творчество в чистом виде, она – творческое ремесло.

Автор: Наталья Некрылова.

Источник: «Воронежская неделя», № 3 (1988), 19.01.11г.


Возврат к списку