Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Память. Чтобы помнили…

20.10.2010

13 октября, в ветреный, промозглый, с первыми крупинками снега день собрались у дома № 19 по улице Театральной учёные, преподаватели Воронежского госуниверситета на историческое событие в жизни самого университета и Воронежа тоже.

Здесь, на стене дома, известного в нашем городе как «университетский», накануне празднования 70-летнего юбилея исторического факультета состоялось открытие мемориальной доски, посвящённой известному русскому историку профессору Илье Николаевичу Бороздину. Он жил в этом доме с 1949 года, сразу же после приезда в Воронеж из своей среднеазиатской ссылки и до самой своей кончины в 1959 году, как раз в такой же день – 13 октября.

Как известно, мемориальные доски принято устанавливать в память о достопримечательном событии или о выдающемся человеке. Профессор Бороздин как раз и был тем выдающимся русским историком и педагогом, которым и по сей день гордится отечественная историческая наука.

И гордится давно, когда ещё до революции молодой московский ученый своими изысканиями в области отечественной и зарубежной истории завоевал уважительное место в кругу таких крупнейших российских авторитетов , как П.Г.Виноградов, М.М.Ковалевский, и как историк Древнего Востока академик Б.А.Тураев.

Илья Николаевич не уехал в годы революции за рубежи Родины – он оставался верен своему научному призванию историографа, археолога, литературного и театрального критика, общественного деятеля, внесшего неоценимый вклад в развитие педагогических знаний молодой советской страны – работал в Наркомпросе, был лично знаком и сотрудничал с А.Луначарским, состоял в редколлегиях и был автором многих журналов, в том числе «Новый Восток», где он был заведующим отделом.

Востоковед И.Бороздин был в своё время членом Всероссийской научной ассоциации востоковедения, и именно он открывал Первый Всероссийский съезд русских египтологов. Известен был Илья Николаевич – секретарь ещё дореволюционного Археологического общества, а в двадцатые годы как руководитель археологических раскопок в Старом Крыму (совместно с поэтом Максимилианом Волошиным), в Казанском кремле.

Отбыв свой несправедливый лагерный гулаговский срок, Бороздин смог заняться востоковедением в Ашхабаде. А в Воронеже крупнейший русский историк в 1949 году оказался не совсем по своей воле – бывшему лагернику не дозволялось жить ни в Москве, ни в Ленинграде.

Полностью реабилитирован Илья Николаевич был только в 1955 году, к этому времени он возглавлял в нашем университете кафедру всеобщей истории. Профессор И.Бороздин своё пребывание в Воронежском университете никогда как «тихую гавань» не рассматривал.

Открывающие мемориальную доску Бороздину профессора - ректор ВГУ Владимир Титов, декан исторического факультета Владимир Глазьев отмечали особое значение для университета ученого-энциклопедиста Бороздина, вставшего у нас во главе целых направлений исторической славистики и историографии, которые благодаря Илье Николаевичу и его воронежским ученикам завоевали прочное почётное место в современной отечественной и зарубежной исторической науке. А Бороздинские научные чтения, которые ежегодно в память о нем проводит истфак ВГУ, собирают ныне многих ученых, в том числе и из-за рубежа.

Об ученом и педагоге профессоре Бороздине вспоминал доктор философских наук Валентин Рахманин. Руководитель Воронежского историко-культурного общества, профессор-литературовед и известный библиофил Олег Ласунский рассказал о богатейшей библиотеке Бороздиных, о дарственных надписях на многих книгах из этого собрания и ученых, и поэтов – таких, как Александр Блок, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Сергей Есенин.

Подобных автографов в библиотеке Бороздиных собралось более тысячи. И все они, как и книжный фонд после кончины Бороздина, были переданы женой Ильи Николаевича доцентом литературоведом Полиной Андреевной (она, кстати, автор книги, представляющей собой историко-биографическое исследование жизни и научной судьбы И.Н.Бороздина) в научную библиотеку ВГУ.

Вспоминая на этой мемориальной встрече об Илье Николаевиче, Полина Андреевна с благодарностью говорила о Воронеже, продлившем, по её словам, жизнь ученого не меньше чем на десять лет, о членах инициативной группы, хлопотавших об установке хотя бы сегодня, через пятьдесят лет и один год памятной доски виднейшему ученому. Автор этой доски – Александр Соломин.

Как не парадоксально, организатором инициативной группы, куда вошли также член-корреспондент РАН геолог Николай Чернышов, журналист Эдуард Ефремов, стал бывший полковник, кагебист Анатолий Никифоров, известный ныне читателям «Воронежской недели» по его публикациям и воспоминаниям.

Мои же воспоминания о моем учителе Илье Николаевиче и руководителе моей же дипломной работы по историографии русского искусствознания начала XX века готовятся к публикации в очередном альманахе «Университетская площадь», где я, конечно, отдаю должное тому «первоначальному культурному накоплению», заложенному в меня профессором И.Бороздиным. Которое и позволило мне, молодому журналисту, в небезызвестные шестидесятые годы заняться культурной жизнью Воронежа.

Автор: Дора Гордина, выпускница историко-филологического факультета ВГУ 1958 года.

Источник: «Воронежская неделя», № 42 (1975), 20.10.10г.


Возврат к списку