Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
(Продолжение). Однако на этом история скоротечного боя в Плешаковском не кончается. Как свидетельствуют старожилы Краснояровского, при взятии подворья Мельникова погиб не один, а три казака: Сергей Майданников, Иван Коньшин и Михаил Голубев. Сраженный меткой пулей, Майданников умер.
Александр ГОЛУБЕВ, (Продолжение. Начало – в №101 )
поэт, член Союза писателей РФ
Однако на этом история скоротечного боя в Плешаковском не кончается. Как свидетельствуют старожилы Краснояровского, при взятии подворья Мельникова погиб не один, а три казака: Сергей Майданников, Иван Коньшин и Михаил Голубев.
Сраженный меткой пулей, Майданников умер там же, в Плешаковском. Его конь, уже без всадника, переплыл Дон и на полном галопе прискакал в Краснояровский к отчему куреню Сергея. Заглядывая в окна, громко ржал, а из глаз катились не лошадиные — человеческие безутешные слезы. Старый Микола Майданников, крестясь на икону, шептал: «Святой Егорий, оборони и помилуй». Но горе не обошло стороной многодетную казачью семью, дождавшуюся сына и брата с германской войны.
• • • • •
Среди фотографий, хранящихся в нашей семье, особым интересом и бережным отношением пользуются две, выполненные фотомастерами в Петербурге. На одной из них – светлочубый казак, оседлав вздыбленного коня по кличке Васька, лихо размахнулся тонкой, звенящей саблей. Сверху – надпись: казак 28-го Донского казачьего полка Михаил Николаевич Голубев.
А на второй — мой дед уже в кругу односумов, с волнующим на обороте обращением к своей семье: «Дорогие родители: батенька Николай Козьмич и родна мамка Домна Ивановна. Посылаю я вам гостинец и прошу принять его (имеется в виду фотография). Посылаю вам на память и своим детям. Может, не придется итить домой».
Домой, однако, лихому коннику удалось вернуться живым. А вот уйти от пули и, следовательно, от судьбы — не получилось. Освобождая арестованных сослуживцев, сломавших, как и он, германскую, Михаил Николаевич погиб, что называется, у родного порога.
Когда краснояровцы «напхнулись», некоторые из них решили отойти через луг к лесу. Был среди них и Михаил Николаевич. Пуля красного стрелка, видимо, достала его коня – небезызвестного Ваську. Сам же старый вояка, вылетев из седла, с размаху ударился о землю и потерял сознание. Все посчитали, что он погиб. Но, пролежав в беспамятстве почти всю ночь, казак все же очнулся и на заре приполз к Мельникову базу, где после вчерашней схватки задержался раненный красноармеец. Он-то и добил фронтовика ударом штыка, буквально пригвоздив его навеки к «разродимой сторонушке».
В ту весну па плешаковском лугу росло множество темно-бордовых колокольчиков. Поднявшийся к утру ветер резким порывом собрал их в кучу, и они резвым потоком устремились мимо погибшего «за други своя» к каменистой кривской горе. Огненно-красная река с шумом ударилась о меловой выступ и в страхе отпрянула назад.
Хоронили «убиенных» на Еланском кладбище. За подводами, на которых везли гробы, шел боевой конь без походного вьюка Сергея Майданникова.
• • • • •
Долгое время об этих событиях говорить боялись даже близкие родственники погибших. Расказачивание, а позже — раскулачивание, культ личности Сталина вконец запугали народ.
Разумеется, казаки, как наиболее дееспособная часть русского воинства, отчаянно сопротивлялись политике расказачивания и прочим «перегибам» на местах. Из того же «Тихого Дона» узнаем, что сотня краснояровских казаков разгромила Еланский ревком, те же «ухи-ребята» отчаянно дрались с красными в период вёшенского восстания. Но против народа и сила бывает бессильна. За все содеянное по своей и чужой воле пришлось им расплачиваться отлучением от родной земли. Отчие хутора и станицы вынуждены были покинуть не только руководители, но и тысячи рядовых участников верхнедонского восстания. Многие из них осели в Турции, добрались до Франции…
А «боевой казачишка Атланов» вместе с другими хуторянами, крепко насолившими Советской власти, попал в Болгарию. С собой он прихватил еще несмышленого племянника Илью – сына младшего брата.
Казакам трудно жилось вдали от Тихого Дона. Многие из них в поисках лучшей доли эмигрировали в Канаду и даже на австралийский континент. А Илью судьба забросила в Чехословакию.
Спустя без малого сорок лет, году в 1957-м, в Краснояровском появился незнакомый человек и, как говорили хуторяне, кубыть, как «иностранного классу». Он был хорошо одет, при галстуке, много фотографировал дом Атлановых. Погостив еще пару дней у дальних родственников, вскоре поехал в Вёшки к одинокой казачке преклонных лет по прозвищу Машка Большая.
Дело в том, что у братьев Атлановых, Николая и Алексея, жен звали одинаковым именем — Мария. По негласному решению хуторян, жену Николая нарекли Машкой Маленькой, а Алексея — Большой. Именно ее и посетил представительный иностранец.
Беседуя позже со старушкой, он как бы ненароком спросил: «Был ли у вас муж, дети?» «А то как же, — призналась она. — Муж помер, а сынок с деверем, Костеем, ушел в отступ за границу. Там его, наверно, и убили».
Незнакомец поднялся и срывающимся голосом сказал:
— Мама, да это я — твой сын Илья!..
Женщина упала без памяти. Благо, рядом оказались милосердные соседи, они-то и привели много повидавшую казачку в чувство. А после Илья долго рассказывал матери о своей жизни на чужой стороне, смерти дяди, по чьей воле он оказался так далеко от дома... Старуха плакала, отыскивая в поседевшем мужчине черты двенадцатилетнего паренька, навсегда покинувшего родную мать и отчую землю.
• • • • •
Юные годы Шолохова проходили в придонских хуторах — Кружилинском, Плешаковском, Рубежном, станице Каргинской. Вместе с родителями он частенько бывал и в хуторе Базковском.
Эти пояснения я делаю вот по какой причине. Нередко читатели «Тихого Дона» задают такой вопрос: «Чьи конкретные судьбы легли в основу жизни героев эпопеи?» Разумеется, мнений в таких случаях бывает множество, но самым авторитетным, безусловно, является свидетельство самого автора. В беседе с литературоведом К.И.Приймой писатель сказал, что для написания портрета Григория Мелехова он кое-что взял от Алексея Дроздова (плешаковского казака, в доме которого Шолоховы жили одно время).
(Продолжение следует)
Источник: газета «Коммуна» №102 (25930), 14.07.2012г.