Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Университетская «перестройка»: задачи и проблемы

01.06.2012

Высшее образование | | Вопрос укрупнения вузов на базе успешных региональных университетов становится приоритетным

Дмитрий Ендовицкий
В России активизируется работа по созданию крупных центров высшего профессионального образования. Этой ключевой проблеме посвящено одно из первых выступлений Премьер-министра России Дмитрия Медведева, который считает, что данный процесс должен проходить без ущерба для студентов, которые уже поступили в вузы, и при финансовой поддержке государства.

Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области, ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий поделился своим мнением по этим вопросам.

Откуда берутся инноваторы

В вузовском сообществе есть понимание необходимости переориентации высшей школы на решение новых задач. В то же время вряд ли можно утверждать, что процессы обновления проходят гладко и бесконфликтно.

Идеальная схема перехода высшего профессионального образования на инновационные пути наталкивается на целый ряд препятствий экономического, социального, психологического, демографического характера. Однако, несмотря на громкие заявления о катастрофическом кризисе образования (они раздаются и у нас в России, и за рубежом), мы видим и предпосылки оптимального решения непростых проблем образования.

Во-первых, образование остаётся среди приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации, о чём свидетельствует недавний Указ Президента Владимира Путина.

Во-вторых, деятельность Министерства образования и науки в последние годы показала, что оно осознает вызовы XXI века, умеет ставить стратегические задачи и добиваться их решения.

В-третьих, российский университетский менеджмент и Российский союз ректоров смогли консолидировать вузовскую общественность на принципах модернизации и инновационности.

Особо следует отметить значимость крупных региональных университетов для инновационного развития своих регионов. Ведь университеты являются сообществом наиболее компетентных людей. Например, в Воронежском государственном университете работают около 300 профессоров, докторов наук и 800 кандидатов наук по всему спектру естественнонаучных и гуманитарных направлений.

Учёные университета участвуют в разработке программ социально-экономического развития региона в различных социальных, экологических, культурно-просветительских, кадровых и т.п. проектах.

Культура академической дискуссии, умение аргументированно спорить, эрудиция и высокий интеллектуальный уровень – вот те преимущества, которые позволяют представителям университетского сообщества влиять на принятие решений местных властей, организаций и предприятий. Креативный характер научного поиска, знание исторического опыта и широкий горизонт научного прогнозирования определяют сущность университетской компетентности.

На пути к глобализации образования

Важный момент: крупные региональные университеты «встроены» в глобальные интеллектуальные сообщества, находятся в курсе общемировых тенденций и трендов развития, вовлечены в процессы межкультурной коммуникации. Знакомство с мировым опытом, академическая и студенческая мобильность становятся источником новых креативных компетенций. В 2011 году 340 молодых ученых, аспирантов и студентов Воронежского госуниверситета участвовали в программах, связанных с длительными (более одного месяца) зарубежными стажировками.

Несомненно, полученные знания и опыт пойдут на пользу родному университету.

Глобализация высшего образования является главным трендом последних десятилетий. Дискуссии о плюсах и минусах глобализации идут и на страницах СМИ, и в университетских аудиториях, очевидно, что она будет только расширяться и углубляться. Важнейшим последствием нарастающей глобализации стало формирование всеобъемлющего и конкурентного образовательного рынка. Уже сейчас мы можем говорить о том, что между собой конкурируют не вузы одного города или региона, а университеты всего мира. В этом смысле университеты стали одним из важнейших национальных ресурсов.

«Правительства во всем мире рассматривают их как важнейшие источники новых знаний и новаторского мышления, как производителей квалифицированных кадров, как учебные заведения, вносящие вклад в модернизацию, привлекающие международные таланты и капиталовложения в свои страны» (Boulton G., Lucas C., цитируется по Джо Ритцен «Шанс для европейских университетов», 2011). Кстати, в Европе слышны критические голоса в адрес университетов именно за то, что они не смогли привлечь молодежь со всего мира, как это сделали американцы.

Смогут ли российские университеты успешно участвовать в этой конкурентной гонке за иностранными учащимися, или, говоря другими словами, за экспорт образовательных услуг. Как бы нас ни раздражали термины «рынок» и «услуги», мы должны в нашем случае использовать экономические понятия. Так вот, по нашему мнению, неоспоримым конкурентным преимуществом российского высшего образования является соотношение «цена-качество» для иностранных учащихся.

Вместе с тем развитию экспорта образовательных услуг препятствует отсутствие современных общежитий. В настоящее время в Воронежском государственном университете обучается около 1000 студентов-иностранцев. Это главным образом студенты из арабских и африканских стран, Китая. ВГУ пользуется авторитетом за рубежом, но расширению приёма мешает проблема общежитий.

От стратегии – к тактике

Научно-исследовательская деятельность университетов под влиянием глобализации также вступила в фазу радикальных изменений. Современная наука настолько сложна, дорога и ресурсозатратна, что, пожалуй, ни один вуз не может сегодня вести самостоятельно успешную научную работу по ведущим направлениям. Совершенно очевидно, что только на пути кооперации и сотрудничества с лучшими отечественными и зарубежными научными центрами возможны эффективные исследования на мировом уровне.

Воронежский государственный университет сотрудничает с десятками институтов Российской академии наук, направляя туда стажёров и исследователей, выполняя совместные проекты, получая тем самым доступ к современному и зачастую уникальному оборудованию.

В то же время многие кафедры ВГУ имеют устойчивые и плодотворные связи с авторитетными зарубежными центрами. Например, кафедра физики твердого тела и нанотехнологий (заведующая кафедрой профессор Э.П. Домашевская) ведёт совместные исследования с Синхротронным центром университета Висконсин-Мэдисон (США) и Центром синхронных исследований Гельмгольца (Bessy IIГермания). Нет нужды говорить, что научные публикации кафедры по этой проблематике соответствуют мировому уровню, а эксперименты на новейшем оборудовании открывают новые перспективы.

Необходимость создания современной материально-технической базы научных исследований является, по нашему мнению, одним из двух важнейших аргументов в пользу укрупнения вузов и создания научно-образовательных кластеров (второй важный аргумент – укрепление кадрового потенциала вузов).

В нашей стране дискуссии о создании крупных университетских комплексов идут уже несколько лет. Кстати, идея создания крупных конкурентоспособных вузов была выдвинута еще в «Программе Грефа».

Министерство образования и науки последовательно выполняет стратегическую программу создания сети лучших университетов, создавая систему федеральных и национальных исследовательских университетов. Многие вузы, в том числе и Воронежский государственный университет, самостоятельно развивают сетевые структуры кластерного типа, укрепляют сотрудничество с вузами, техникумами, научными центрами и высокотехнологичными предприятиями. У нас уже почти десять лет действует Университетский округ, объединяющий усилия десятков равноправных партнёров.

Уверен, что опыт совместной работы и имеющиеся наработки позволят нам перейти на более высокий уровень кооперации.

Любые модели объединения вузов должны быть встроены в долгосрочную стратегию развития федеральных округов и России в целом. Мы должны выбрать такие методы интеграции, которые не вызвали бы социальных взрывов и протестов, а создаваемая структура научно-образовательной и инновационной деятельности отвечала перспективным потребностям рынка труда, мировым трендам технологического развития, снижала риски оттока человеческого капитала за рубеж.

Вопрос укрупнения вузов на базе успешных региональных университетов, по мнению руководства страны, становится сегодня приоритетным. Подобные задачи стоят не только перед Россией. За последние 10-15 лет различные программы поддержки национальных лидеров высшей школы были разработаны и реализованы в той или иной степени в целом ряде таких разных стран, как Китай, Германия, Япония, Южная Корея.

Основная цель всех этих реформ – поддержка наиболее перспективных университетов, их укрупнение и доведение до уровня мировых лидеров. Проще говоря, успешные команды высшей лиги должны перейти в мировую Лигу чемпионов.

Думаю, нелишним будет ознакомиться с опытом всех вышеперечисленных государств, но подробнее хотелось бы остановиться на «университетской перестройке» во Франции, где в 2008 году президент Николя Саркози дал старт разработке проекта создания крупных элитных университетских кластеров в рамках Программы «Idex» (инициатива превосходная).

Общее число университетов планируется сократить с 87 до 10. Первый опыт – Университет Бордо - уже создан на базе восьми институтов и университетов. Причём в состав подобного кластера включаются также научные центры, музеи и т.п. Например, в новый Университет Сорбонны будут включены четыре университета, Музей естественной истории и престижная школа бизнеса INSEAD. Проект предполагает общие расходы государства в сумме 22 млрд. евро.

Высокая цена реформы и её радикальность позволяют говорить о подлинной революции во французском высшем образовании, которая должна вывести страну в мировые лидеры.

Разумеется, проект имеет немало противников, в частности, среди профсоюзов, весьма влиятельных во Франции. Кроме того, приказ Президента Франсуа Олланда добавляет неопределённости, но, по мнению большинства экспертов, альтернативы укрупнению нет.

Надеюсь, что наше Министерство образования и науки внимательно следит за ходом реформ в разных странах и учтёт международный опыт в своей деятельности, в частности, в разъяснительной работе с образовательным сообществом.

Любые модели объединения вузов должны быть встроены в долгосрочную стратегию развития федеральных округов и России в целом. Мы должны выбрать такие методы интеграции, которые не вызвали бы социальных взрывов и протестов, а создаваемая структура научно-образовательной и инновационной деятельности отвечала перспективным потребностям рынка труда, мировым трендам технологического развития, снижала риски оттока человеческого капитала за рубеж.

Источник: газета «Коммуна» №77-78 (25905-25906) , 01.06.2012г.


Возврат к списку