Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





«Каждый ребёнок имеет право на семью»

01.06.2012

Год назад в Воронежской области введена должность уполномоченного по правам ребёнка. Была ли в этом шаге действительно острая необходимость, или того потребовало построение правового государства? Чем реально может помочь ребёнку человек, который призван защищать его права? Кто и с какими проблемами обращается к нему? Ответить на эти и другие вопросы «Коммуна» попросила главного защитника воронежских ребятишек Ирину Попову.

- Ирина Николаевна, в чём заключается работа уполномоченного по правам ребенка? Чем она регламентируется?

- Указ об учреждении должности уполномоченного при Президенте России по правам ребенка был подписан 1 сентября 2009 года. Вскоре Закон Воронежской области «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» был дополнен соответствующей статьей. Я имею право запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, беспрепятственно посещать данные органы. Если в решениях или действиях, либо бездействиях этих органов усматривается нарушение прав и интересов ребёнка, то направляю им свое заключение с рекомендациями по исправлению ситуации. Также привлекаю для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, учёных и специалистов.

В мае 2011 года в связи с внесением изменений в федеральное законодательство полномочия моих коллег в субъектах Российской Федерации существенно расширены. Теперь мы имеем право без специального разрешения контролировать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние осужденные. Заявления и жалобы, адресованные нам, цензуре не подлежат.

Также уполномоченные теперь имеют право получать информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним и сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния. Благодаря изменениям в Гражданско-процессуальном Кодексе мы вправе не давать показания в отношении сведений, ставших известными в связи с выполнением своих обязанностей.

Вместе с тем по-прежнему не являемся стороной по делу в гражданском процессе. Хотелось бы в ближайшее время получить представительство в суде – такая необходимость есть.

- С какими проблемами чаще всего обращаются и кто?

- За год ко мне поступило больше трёхсот обращений со всей Воронежской области. В основном от родителей. На первом месте – вопросы, связанные с порядком общения с ребёнком, определение места жительства при разводе родителей. Тысячи детей лишены возможности расти в полной семье, общаться с отцом и матерью в равной мере.

В большинстве случаев развод родителей наносит вред психическому здоровью ребёнка и отрицательно сказывается на всей его последующей жизни.

В зависимости от возраста и восприимчивости последствия могут выливаться в необоснованные страхи, бессонницу, агрессию и частые нервные срывы, могут возникнуть проблемы в школе и в общении с друзьями. Вместе с тем неблагоприятные последствия можно свести к минимуму. В этот период важно уделять детям много внимания, давать им понять, что родители и другие родственники продолжают их любить и будут проявлять свою заботу и внимание независимо от того, с кем они будут жить.

Ни в коем случае нельзя демонстрировать ребенку враждебность, возникшую между родителями после развода, допускать негативные высказывания в адрес друг друга, ограничивать время общения с одним из родителей. К сожалению, не все взрослые понимают это. Иногда это обусловлено желанием отомстить, сделать больно бывшему супругу, в ряде случаев – собственными меркантильными интересами, желанием использовать ребенка в качестве средства для достижения определенных целей.

Много обращений по исполнению алиментных обязательств. Недобросовестные родители чаще всего представляют в службу судебных приставов справки о том, что не имеют места работы, перебиваются случайными заработками и в этой связи уплачивать алименты не могут. Как правило, взыскатель алиментов предполагает наличие у должника побочного, незафиксированного дохода, однако подтвердить это не может.

Особенно сложно взыскать алименты с лиц, ведущих асоциальный образ жизни, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, занимающихся бродяжничеством: они не имеют никакого имущества.

Изменить ситуацию можно следующим образом. Необходимо установить минимальный размер алиментов на содержание детей как в долях к заработку, так и в твердой денежной сумме, который не должен быть ниже установленного законом прожиточного минимума для ребенка. Продлить срок уплаты алиментов на детей, обучающихся в образовательных учреждениях всех типов по очной форме, до достижения возраста 23 лет.

Внести изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и расширить перечень ограничений в отношении должников, в том числе ввести запрет на ограничение сделок с имуществом, требующих государственной регистрации, без согласования со службой судебных приставов.

Необходимо создать Государственный алиментный фонд, из которого будут выплачивать средства в фиксированном размере детям, чьи родители уклоняются от алиментов. Государство в отличие от простого гражданина имеет больше возможностей заставить должников исполнять свои обязательства.

- Много претензий к работе органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних?

- Ко мне такие жалобы не поступали. Я постоянно сотрудничаю и с теми, и с другими, и вижу, какая большая нагрузка лежит на них. Специалистов постоянно не хватает. Сложно уследить за тем, что происходит за закрытыми дверями квартир. Не надо перекладывать ответственность за воспитание ребёнка на детский сад, школу, органы опеки, КДН. Прежде всего это - обязанность родителей.

Проблема состоит в том, что мы работаем не на профилактику, а по факту. Надо перестраиваться и работать на предупреждение, на раннее выявление семей, которые находятся в социально опасном положении либо в трудной жизненной ситуации. В систему профилактики входят комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, органы управления социальной защитой населения, управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости, внутренних дел.

Самое главное – это слаженная работа и взаимодействие. Если каждый будет четко выполнять свою работу – проблем станет меньше.

- Поменялось ли отношение общества к тому, что происходит в семьях соседей, знакомых, или по-прежнему: моя хата с краю?..

- Да, изменилось. Думаю, отчасти благодаря тому, что сейчас много стали говорить о проблемах детей. Звонят мне, пишут, рассматриваю даже анонимные обращения.

- Существует ли в Воронежской области служба помощи и поддержки детей, пострадавших от педофилов?

- Такой службы нет. Но в 2010 году в рамках Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми был создан Единый общероссийский номер детского телефона доверия. Это существенно повлияет на повышение доступности услуг экстренной психологической помощи, позволит эффективнее выявлять детей, пострадавших от жестокого обращения. С конца 2010 года подключилась к общероссийскому Единому телефону доверия и Воронежская область. Тут другая проблема – не каждый ребенок сможет говорить об этом. Родителям надо внимательно следить за настроением и состоянием своего ребёнка.

- В одном из интервью уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов сказал, что за пять лет Россия станет страной без сирот. Каким способом этого можно достичь?

- Устраивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, заниматься профилактикой социального сиротства, ранним выявлением и реабилитацией кризисных кровных семей. Ребёнок имеет право расти в семье, в атмосфере счастья, любви и понимания.


Фото Михаила Вязового

По состоянию на 1 января 2012 года в Воронежской области проживает 360,5 тысячи детей, из них 7103 ребёнка – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Из них 5967 детей находятся на воспитании в семьях, 912 - в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь важно вовремя передать детей на усыновление, под опеку или патронат. В прошлом году в области усыновили 71 ребёнка, в том числе 34 – иностранными гражданами. Под опеку и попечительство был передан 561 маленький человек, благодаря чему удалось сохранить преобладание семейных форм в воспитании детей-сирот даже в условиях роста численности их выявления.

Развивается в Воронежской области институт приёмной семьи. В настоящее время в 225 приемных семьях воспитываются 563 ребенка. К сожалению, такая форма, как патронат, в Воронежской области не развита.

- Павел Астахов, находясь в Воронеже, озвучил выявленные его помощниками недочёты в сфере защиты прав детей. Работа по их устранению уже началась?

- Рекомендации по результатам инспекционной проверки уже направлены в наш адрес. Мы приступили к устранению выявленных недостатков. В частности, обсуждаются вопросы о материальном стимулировании усыновителей, рассматриваются вопросы о создании института школьных уполномоченных, о привлечении к работе волонтеров, о создании кризисных центров для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, о постинтернатном сопровождении и социальных выплатах выпускникам интернатов.

Беседу вела Тамара Гашимова

Источник: газета «Коммуна» №77-78 (25905-25906) , 01.06.2012г.


Возврат к списку