Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Публицистические заметки. Неприкасаемые

31.05.2012

Как быстро меняется общество! В советских сериалах трудно было найти более душевные и благородные профессии, чем учителя и врачи. И многие дети мечтали стать врачом или учителем. В 1990-е эти профессии ушли в тень, а их место на экранах сериалов заняли романтические бандиты и проститутки, соперничая за популярность с благородными ментами и прокурорами, которые, не щадя живота своего, боролись с жадными, корыстными бандитами, чиновниками и депутатами. А также с ментами и прокурорами продажными.

В новом тысячелетии светлые образы оперов и прокуроров принялись чистить страну от корыстных и беспринципных врачей и учителей, преступления которых над беззащитными согражданами ужасны: от взяток и вымогательства до рэкета, педофилии, торговли органами и прямых убийств. И граждане у телевизоров получают удовлетворение от справедливой кары коррупционерам.

Теперь дети не мечтают стать представителями этой порочной касты, которая в сериалах обрела все черты законченных негодяев, а мечтает стать чиновниками или депутатами, класс которых растет; и они напрочь исчезли из отрицательных ролей. А правоохранительная вертикаль прямо показывает на учителей и врачей пальцем: вот, вот кто растаскивает общенародные богатства России!

И вдруг неожиданный поворот: этой весной в Кремле объявили, что зарплата врача станет достойной и через шесть лет вдвое превысит среднюю по каждому региону! А уже в этом году она вырастет «еще на 20-25 процентов».

Чиновники, банкиры и правоохранители могли бы возмутиться: да за что ж этим коррупционерам такая награда?..

- Веришь ли ты, что через шесть лет станешь уважаемым и состоятельным? – спросил я старого приятеля, хирурга-травматолога Воронежской областной больницы.

- Истинно верю! - ответил он. - Как верил в хрущёвский коммунизм к 1980 году, Брежневу – что негры в Америке голодают, Ельцину – в новую свободную жизнь. Сам видел в райских уголках воронежских сел улицы, дома на которых продаются по цене дров – вместе с огромными участками плодороднейшего чернозема; жилье там стало абсолютно доступным; любой может купить себе домик в деревне! И медицина наша после госзакупок на миллиарды долларов стала такой, что из Германии едут лечиться в Россию, а наши граждане, уже вылеченные, едут на роскошных иномарках им навстречу поболеть за недавно купленные ими футбольные клубы или плывут на белоснежных яхтах к своим виллам и островам.

«Я верю, - сказал он, - что волки могут питаться морковкой».

Хотя с трибуны вертикаль наша любит врачей и учителей и все годы суверенного капитализма в России была очень озабочена их зарплатами и низким уровнем жизни. Это тяжкий труд – двадцать лет непрерывной озабоченности…

- Вот год назад, – сказал хирург, – наша власть вдруг признала, что зарплата многих воронежцев – ниже прожиточного минимума: 15700 рублей при средней по стране 20800 рублей. И таких здесь - 160 тысяч человек, то есть, каждый пятый работающий. Что лучше всех дела идут у тех, кто с ложкой, а не с сошкой, – у работников финансовых учреждений: их зарплата в два с лишним раза выше средней. В полтора раза – у торговцев электричеством, газом и водой. А врачи-учителя, наоборот, зарабатывают в полтора раза меньше: при средней зарплате в медицине около 12 тысяч рублей простой врач получает 7-8 тысяч. А мой однокурсник работает педиатром в коррекционной школе-интернате; там вместе с «сельскими» и «за вредность» у него в среднем выходит 6 тысяч рублей.

Но эта средняя, как температура по больнице, зарплата – фикция, поскольку доход одной жены министра в разы перекрывает индексацию зарплат всех врачей Воронежа. При этом сами министры постоянно огорчаются, что зарплата в России растет слишком быстро: а то придет, мол, инфляция и всех съест!

Сам Президент говорил, что за восемь лет номинальная зарплата выросла в 8,8 раза, а прирост ВВП в этот период – намного меньше.

А уж Центробанк просто кушать не мог от возмущения темпами роста наших зарплат!

- Вот Ливия по структуре экономики и по доле ВВП на душу населения очень сходна с Россией, - уверенно сообщил хирург. - Там почти весь ВВП и доходы – тоже нефтегазовые. Но средняя зарплата в Ливии была до войны в 1050 долларов – на 66 процентов больше, чем в России. Прибавь к этому ежемесячное пособие от Каддафи в 500 долларов на каждого работающего; с ним средний доход ливийца в 2,5 раза выше, чем у нас.

Возьмем Туркменистан, тоже нефтегазовый. В 2009 году там средняя зарплата, в пересчёте на рубли, составила 25 тысяч рублей – около 810 долларов. Это на 28 процентов выше, чем в России. Кроме того, Президент Бердымухамедов до 2030 года гарантировал всем своим гражданам бесплатно: природный газ, электроэнергию (90 кВт на человека в месяц), воду и соль. Не знаю, почему именно соль; зачем-то она им нужна… Еще каждому жителю там бесплатно выделяют по 120 литров бензина в месяц для владельцев легковых автомобилей, по 200 литров - хозяевам автобусов и грузовых машин и по 40 литров - мотоциклистам. При этом литр бензина на их заправках стоит около наших 5 рублей. Но разве Ливия и Туркменистан богаче природными ресурсами, чем Россия?

«Жена моя, - сказал хирург, - учитель, и она всерьез утверждает, что в прошлом году ее зарплата после «повышения в 30 процентов» стала заметно меньше. А однокурсница жены заведует клубом в райцентре и на вопрос о зарплате никогда не отвечает, лишь краснеет от стыда. За страну – «поднявшуюся с колен». И как выжить учителю с зарплатой в 5 тысяч, ведь только на продукты молодой семье педагогов нужно минимум 10 тысяч рублей в месяц! Хлеб, картошка, макароны и вода…»

Зато в июле 2011 года Минрегионразвития РФ подложил Воронежской области свинью, назвав ее в числе самых коррупционных регионов. Причем на первом месте значилось здравоохранение, потом – автоинспекция, вузы, полиция, детсады, судебная система. Врачи, врачи виноваты в махровой коррупции! Это они скупают виллы, яхты, острова и футбольные клубы за границей.

В прошлом году объявили, что средняя зарплата учителей Воронежской области - 16 тысяч рублей. В ответ учителя в Интернете пишут, что в сельской школе зарплата педагога – 4-8 тысяч, а в Воронеже – 7-12; средняя зарплата учителя в МОУ СОШ № 62 (Берёзовая Роща), например, составляет 5200 рэ. И вузовские ИТР написали: лаборант на кафедре получает 4500 рублей, инженеры и ассистенты в тех же вузах получают до 5000 рублей.

Конечно, с учетом армии чиновников средняя температура по больнице может выйти в 16 тысяч, но у простых учителей такие доклады вызывают несварение макарон.

Год назад сообщили о б строй нехватке медработников в Воронежской области. В сельских больницах и поликлиниках дефицит врачей достиг 40 процентов, и за это им повысят зарплату с июля аж на 15 процентов. Ну, прибавьте к 5 тысячам одну седьмую…

- Почему врачи в селах вообще работают за 5-6 тысяч? – спросил травматолог. – Давно сидят и состарились, а загнать в село выпускника медакадемии труднее, чем в армию.

15 процентов прибавки - это хорошо, но Общественная палата еще осенью сообщила, что инфляция на продукты в России за год составила 33 процента. Причем самые «народные» – картошка, овощи и подсолнечное масло – подорожали на 55 процентов. Да «коммуналка» – на 20 процентов. И подавляющему большинству населения денег хватает лишь на еду и «плату за жулье».

А рост зарплат воронежцев на 12 процентов за год означает, что бедные стали ещё беднее. Даже лукавый Росстат признал, что число россиян, чьи доходы ниже прожиточного минимума, выросло в 2011 году на 2,3 млн. и достигло 22900000 человек. При этом многие эксперты дружно заявили, что эти цифры занижены, а сам прожиточный минимум - ниже рациона пленных во времена Великой Отечественной войны. В Воронеже, например, - 73 рубля в день.

Хотя на съезде «Единой России» тогдашний лидер объявил: «Мы добились существенного роста реальных доходов населения!» После чего в райцентре Павловск Воронежской области воспитатели детсадов со средней зарплатой 5,5 тысячи рублей собрались в пикет под окнами районной администрации – узнать, у кого можно получить эти «реальные доходы».

И там же выступал педагог из Воронежской школы искусств: одна ставка (бывший 12-й разряд) «грязными» - те же пять с половиной тысяч, плюс надбавка за выслугу лет – 10 процентов, плюс сто рублей на методическую литературу. Минус подоходный и пенсионный. Максимум, можно иметь две ставки. И как-то выживают ведь люди. Пашут на двух, трех работах...

А еще с 1 октября зарплата медработников учреждений соцзащиты выросла на 30 процентов, сообщило Правительство Воронежской области . В среднем стало аж под 9 тысяч рублей!

- Оплата за нашу с женой хрущевскую двушку - 4500 рублей, - сказал хирург. - Продукты на месяц – около 9000 рублей. Дальше считать? Как сказала моя жена (так уж нам повезло, что по профессии мы оба – из касты «неприкасаемых»), Фортуна в России улыбается только тому, кого не замечает Фемида. Когда Президент в октябре пообещал студентам стипендию в 7000 рублей, я подумал: может, вместо работы хирургом за 7350 рублей пойти поучиться к пенсии?..

В поликлинике нашей я объявление видел: требуется санитарка – з/п 3500 рублей; медсестра – 4800 рублей. И санитарки тоже пусть уходят и учатся на юриста или экономиста.

...Помнится, экс-Президент РФ Медведев сильно гневался по всем телеканалам на чиновников, которые закупали томографы в разы дороже их рыночной цены. Медведев прямо с лица сошел, так поразила его воровская наглость. «Это абсолютно циничное, хамское воровство!» - заявил он. И повелел немедленно покарать виновных так, чтоб никому неповадно было. И двор кивал головой: да, да, конечно! Сейчас, ага, мы себе ручонки поотрубаем…

Они тоже – неприкасаемые. Но совсем в другом смысле, чем учителя и врачи.

Александр Ягодкин

Источник: газета «Коммуна» №76 (25904), 31.05.2012г.


Возврат к списку