Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Петр Столыпин. Незаконченные реформы

14.04.2012

Имена в истории | Некоторые планы и деяния великого русского реформатора, 150-летие со дня рождения которого отмечается в эти дни, остались актуальными для России и по сей день

Почитателями Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911) являются многие представители российской управленческой элиты России, включая Владимира Путина и Алексея Гордеева. Петр Столыпин реформировал непроизводительное общинное сельское хозяйство, организовав на государственном уровне переход крестьян на самостоятельные хозяйства (хутора, отруба) и переезд в Сибирь и Дальний Восток малоземельных крестьян, решив их многие проблемы.

Петр Столыпин принадлежал по матери к старинному дворянскому роду Горчаковых и приходился троюродным братом великому русскому поэту Михаилу Лермонтову.

Как и его предшественник по реформам Сергей Витте, Петр Столыпин получил высшее физико-математическое образование, окончив Петербургский университет.

Столыпин с молодых лет вел здоровый образ жизни, готовя себя к государственной деятельности. В 1889 году он перешел с небольшой чиновничьей должности в перспективное Министерство внутренних дел. Вскоре его назначили ковенским уездным предводителем дворянства (в Литве). И он имел возможность сравнивать помещичьи и общинные российские хозяйства с хуторскими (индивидуальными). Тогда он и пришел к убеждению в гораздо большей эффективности индивидуальных хозяйств и необходимости проведения в России аграрной реформы.

В 1902 году Петра Столыпина назначили гродненским губернатором. И он получил возможность реализовать на практике свои предложения и доклады о необходимости перехода на хуторские хозяйства. Но, в отличие от Сергея Витте, он предлагал осуществлять насильственную аграрную реформу, не дожидаясь пока российские крестьяне дорастут до ее понимания.

Вскоре после перевода Петра Столыпина губернатором в Саратов (1903г.) началась война с Японией, а с нею бунты, восстания, грабежи, забастовки. Для подавления их Петр Столыпин проявил беспощадность, хладнокровие и личную храбрость.

Хрестоматийным стал пример о выступлении Столыпина перед крестьянским сходом, когда он оказался без охраны. На него угрожающе пошел свирепый дюжий парень с дубиной. Петр Столыпин спокойно набросил на его руку с дубиной шинель и сказал хладнокровно: «Подержи!» Парень от неожиданности растерялся и повиновался решительному и представительному губернатору, выронив из рук дубину.

Благодаря родственным связям и успехам в работе Петр Столыпин в 1906 году был назначен министром внутренних дел. Назначен он был только со второй попытки. В первый раз его кандидатуру отклонил Сергей Витте. И это, возможно, стало первой трещиной в их сложных взаимоотношениях, перешедших в откровенную вражду.

После роспуска первой государственной Думы Столыпин был назначен Председателем Совета Министров с сохранением за ним поста министра внутренних дел.

На семью Столыпина и его самого 12 августа 1906 года было совершено первое покушение с тяжелыми последствиями для его детей (всего на Столыпина было совершено 10 покушений). Террор породил решительные и жестокие ответные действия Правительства и лично самого Петра Столыпина.

Одновременно, понимая глубинные причины недовольства крестьян, Петр Столыпин подготовил, а царь – утвердил, несколько указов, направленных на выпуск скопившегося «пара» из общества. 9 ноября 1906 года был издан указ, положивший начало выходу крестьян из общин. Этот указ стал законом, пройдя Думу, 14 июня 1910 года.

Указом была передана Крестьянскому банку часть казенной земли для продажи крестьянам. Был издан указ об отмене ограничений в правах крестьян, отмене подушной подати, круговой поруки, ограничений семейного раздела земли, свободы жительства и т.д. Был издан новый указ о веротерпимости, Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», ставший основой будущей столыпинской реформы.

Столыпинская аграрная реформа, по существу, является реализацией предложений Витте. Отличие лишь в том, что Столыпин проводил «насильственную» аграрную реформу, а Витте считал, что она должна была базироваться на добровольном желании крестьян иметь в своей собственности землю и работать на ней. Насильственную – в том смысле, что государство своей мощью должно было обеспечить выход всем желающим из общины, даже вопреки желанию самой общины.

Однако в России благие намерения, как обычно, перешли в свою крайность: чиновники начали усердно «бороться» с непокорными общинами с целью получения хороших цифр для отчетов начальству. Столыпинская реформа сводилась к созданию индивидуальных частных хозяйств, аналогичных фермерским хозяйствам США или хуторским в Германии. Суть – одна, но методы реализации – глубоко различны. Столыпин ставил своей целью разрушение общины и помещичьих хозяйств в пользу хуторских. Витте предполагал длительное сосуществование этих хозяйств и свободную конкуренцию между ними.

Петру Столыпину его реформа удалась лишь частично. В проведении реформы ему мешали агрессивность и нетерпимость оппозиции, терроризм и революционная деятельность эсеров и большевиков. Мешали ему отсутствие в его руках всей полноты власти, абсолютизм монархии в России, психологическая неподготовленность к реформе основной массы крестьянства. Реформам противились мелкопоместное дворянство и часть либеральной общественности, видевшей в общине основу «особой» духовности России.

А для Петра Столыпина основной целью жизни стало проведение аграрной реформы и, с ее помощью, коренное преобразование России. В своей речи в Думе о земельной реформе 10 мая 1907 года Петр Столыпин произнес свои знаменитые слова: «Вам нужны великие потрясения, а мне нужна Великая Россия!»

Третья Дума, избранная по новому закону, ограничившему в правах неимущих, рабочих и крестьян, оказалась гораздо более правой. Октябристы имели в ней самую крупную фракцию и вместе с правыми партиями контролировали положение в Думе. Столыпин получил некоторое время для сравнительно спокойной реформаторской работы. До этого он вынужден был работать по формуле «Сначала – успокоение, а затем – реформы».

В 1909 году Петр Столыпин заявил свое ставшее знаменитым на века: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

Между этими двумя столыпинскими доктринами (первая: «Сначала – успокоение, затем – реформы») произошло много событий, приведших к пониманию Столыпиным огромной сложности стоящих перед ним проблем. Петр Столыпин приобрел то, что называется государственной мудростью. Он понял, что в короткие сроки даже силовым путем аграрную реформу в России не провести. В роли оппозиции реформам выступили практически все ведущие политические силы России. Столыпин стремился создать в России средний класс - опору стабильности в любой стране. Богатые хуторяне не стали бы бунтовать и выступать против власти, способствующей их обогащению.

В России процесс выделения земельных собственников пошел своим, необычным, путем. Завистливая, пьющая беднота поджигала дома, амбары и сараи более работоспособных крестьян-единоличников, получивших точное название в российской истории - «кулаков». Озлобленность нищих, не желавших хорошо работать, крестьян заставила крепких мужиков не спешить с выходом из общины, не противопоставлять себя ей. Раньше бунтовщики жгли и громили барские усадьбы. Теперь голытьба с той же ненавистью взирала на растущие владения работящих мужиков.

Богатые крестьяне покупали землю в Крестьянском банке и одновременно сохраняли свой пай в общине. К тому же, и общины через крестьян интенсивно скупали казенные земли, нарушая ход проекта Петра Столыпина.

Многовековая несвобода и общинная психология крестьян, низкая культура основной массы населения страны сдерживали столыпинские реформы и извращали их. Петр Столыпин понял, что наскоком Россию не переделать. И изменил свою формулу, заявив о необходимости неспешного, длительного и спокойного проведения реформ.

Основной проблемой Петра Столыпина, как и до него Сергея Витте, а также более поздних реформаторов России, было отсутствие у него необходимой для проведения непопулярных реформ всей полноты власти. Столыпин полностью зависел от расположенности к нему царя. Каждый свой реформистский шаг, каждое свое выступление Столыпин должен был согласовывать с Николаем II, который ему скорее мешал, чем помогал.

Появился при дворе и Гришка Распутин, которого Петр Столыпин и другие аристократы терпеть не могли. И Петр Столыпин нажил себе на Распутине сильного врага в лице обожавшей Распутина императрицы Александры.

Отвернулось от Столыпина и поместное дворянство, недовольное его реформами и проектами. Сильное сопротивление Петр Столыпин встретил и в Государственном совете – верхней палате России. Причем, мощную и влиятельную оппозицию столыпинским реформам квалифицированно консультировал ни кто иной, как бывший премьер-реформатор Витте, превратившийся в личного врага Столыпина.

После отклонения Государственным советом закона о местном самоуправлении (статьи закона о национальных куриях) Петр Столыпин подал в отставку. Столыпин, сторонник унитарного государства и превалирующей роли в государстве русских, предложил избрать земства в шести западных губерниях (Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Волынской, Подольской) через национальные курии, обеспечивавшие русским большинство. Николай II ответил на его прошение об отставке невнятно. Дяди царя, Николай и Александр, горой встали на защиту Петра Столыпина. Вмешалась и мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она пригласила к себе сына и дала ему по-матерински крепкую взбучку.

Мария Федоровна попросила Петра Столыпина забрать прошение об отставке обратно, гарантировав соответствующую просьбу об этом Николая II. Вечером действительно Петр Столыпин получил об этом письмо царя.

На другой день Петр Столыпин предъявил ряд жестких условий Николаю II, обусловив ими свой отказ от решения об отставке. Николай II взял время на размышления, но вечером, под давлением матери, согласился на принятие условий Петра Столыпина.

Петр Столыпин получил некоторое время для продолжения работы, но это не было его победой над самодержцем, не было победой политики реформ. Злопамятный царь, постоянно «подогреваемый» женой, не смог простить Столыпину пережитых унижений.

28 августа 1911 года Столыпин прибыл на торжества в Киев по случаю открытия земских учреждений и памятника Александру II. Ему не нашлось места в автомобилях царя и его свиты. Ему вообще не был подан экипаж. Увидев это, премьеру уступил свой экипаж городской голова. А 1 сентября 1911года в Киевском оперном театре на Петра Столыпина совершил покушение террорист Богров, которого знала и отслеживала царская охранка, но не воспрепятствовала покушению.

Вечером 5 сентября 1911 года Петр Аркадьевич Столыпин скончался.

Петр Аркадьевич Столыпин вошел в российскую историю прогрессивным государственным деятелем. Некоторые его планы и деяния остались актуальными для России и по сей день. Ему, как и многим другим реформаторам России, не суждено было претворить свои планы в жизнь. И жизнь его оказалась коротка для этого, и помех реформам было слишком много, и властных рычагов для реализации реформ не доставало. Не было действенной поддержки и среди правящей элиты и царского двора.

Петр Столыпин не был идеальным человеком. Он допускал ошибки, типичные для любого высокопоставленного чиновника и правителя в России. В немалой степени он взошел на высокий государственный пост благодаря протекции влиятельных родственников. И он платил им тем же. Его родственники делали головокружительные карьеры, что не оставалось не замеченным Думой и противниками Столыпина.

Заняв пост Председателя Совета Министров, Петр Столыпин кардинально изменился, как менялись и все российские политики до него и после него, едва взойдя на пьедестал власти. Он стал величавым и недоступным вельможей. Петр Столыпин допускал мысль, что цель оправдывает средства, и порой переступал через закон. Беззаконие и настигло его роковой пулей террориста Богрова.

Вместе с тем, Петр Столыпин навсегда вошел в историю России как крупный политический и государственный деятель-реформатор, отдавший свою жизнь служению Отечеству.

Жизнь выдающегося российского государственного деятеля Петра Столыпина может, с одной стороны, служить примером высокой гражданственности, патриотизма, недюжинного ума, а с другой - примером бесконечной «русской системы» развития, когда спокойный период роста экономики сменяется политической смутой, слабостью власти, войнами, террором и крахом в виде бунтов и революций, потерями почти всего накопленного предшественниками в результате реформ и развития.

Юрий Корчагин,
доктор физико-математических наук,


г, Воронеж


Возврат к списку