Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Воронежская марка. Новые ракеты готовятся к старту

12.04.2012

Сегодня страна отмечает День космонавтики

Конструкторское бюро химавтоматики разрабатывает двигатели для покорения космоса

51 год назад первый космонавт планеты Юрий Гагарин совершил исторический полёт вокруг Земли. Специалисты из Воронежского конструкторского бюро химавтоматики под руководством главного конструктора Семёна Косберга решили тогда одну из сложнейших задач – разработали ракетный двигатель третьей ступени для гагаринской ракеты «Восток». С тех пор имя Воронежского КБ в полную силу засветилось на небосклоне молодой ракетно-космической отрасли.

Какие задачи сегодня решает КБХА, в каком направлении движется современная научно-техническая мысль? На эти и другие вопросы «Коммуне» ответил генеральный директор – генеральный конструктор предприятия Владимир РАЧУК.


Владимир Рачук.

- Владимир Сергеевич, что означает дата 12 апреля для коллектива КБХА?

- День полёта Юрия Алексеевича Гагарина наш коллектив празднует как полноправный участник этого исторического успеха. В 1958 году КБ под руководством Семёна Косберга совместно с ОКБ-1 в рекордно короткий срок - за шесть месяцев - разработало ракетный двигатель для третьей ступени ракеты «Луна» Сергея Королева. С её помощью Советский Союз осуществил первые в истории полёты к Луне, ее облёт и фотографирование обратной стороны, а также доставку вымпела СССР на поверхность естественного спутника Земли.

На базе «лунника» на предприятии создали ракетный двигатель для третьей ступени ракеты «Восток». Она обеспечила не только вывод в космос корабля Юрия Гагарина, но и все последующие одиночные пилотируемые запуски. Страна и наше КБ опередили США в гонке пилотируемых проектов - первый американский астронавт Алан Шепард совершил суборбитальный полет 5 мая 1961 года.


Семён Косберг, организатор работ по созданию двигателя для
гагаринской ракеты «Восток», любил трудиться не только головой, но и руками.

А за вклад в запуск первого космонавта планеты Юрия Гагарина 28 работников КБХА были представлены к государственным наградам. Руководитель предприятия Семён Ариевич Косберг удостоен звания Герой Социалистического Труда.

- 2011 год был провозглашен Годом космонавтики в честь полувекового юбилея полёта Юрия Гагарина, но стал не лучшим для отрасли в связи с чередой неудачных пусков. В чём их причины?

- В каждом отдельном случае точные причины устанавливала специальная государственная комиссия. К сожалению, два пуска в 2011 году завершились неудачно по вине двигателей разработки КБХА. В первом случае это был двигатель РД-0110 третьей ступени ракеты «Союз». Его уже не одно десятилетие серийно изготавливает Воронежский механический завод. Начиная с 60-х годов прошлого века, двигатель РД-0110 обеспечил более 1700 успешных пусков.

Всё это время не было ни одной аварийной ситуации по его вине. Государственная комиссия установила причиной аварийного пуска засор тракта горючего газогенератора. Дополнительные исследования, проведённые в КБХА, показали, что, скорее всего, вины ВМЗ здесь нет. Хотя претензий к надёжности конструкции двигателя-долгожителя быть не может, тем не менее, досада у нас как разработчиков, ответственных за авторский надзор, осталась.

Вторая авария произошла с ракетой-носителем «Союз2-1б» на этапе работы двигателя 14Д23 нашей разработки и изготовления. Причиной аварии комиссия установила разрушение сопла камеры двигателя вследствие нестабильности характеристик паянного соединения, не выявляемого существующими в отрасли методами контроля качества.

Двигатель 14Д23 – разработка новая. Первый в стране за весь постсоветский период жидкостный двигатель, полетевший на отечественной ракете. Мы начинали его делать в 90-е годы, несмотря на всеобщую разруху в экономике, довели до лётных испытаний.

В первом полёте он отработал успешно, завершив доставку в космос дорогого французского спутника. В 2006-2011 годах было выполнено семь успешных стартов с его использованием, в том числе первый в истории страны запуск российской ракеты с зарубежного космодрома «Куру» на экваторе. Неудачный запуск с космическим аппаратом «Меридиан» был всего лишь восьмым для двигателя 14Д23.

Трудно объяснить словами, насколько тяжело в сложнейшей ракетной технике обеспечить стопроцентную успешность, когда только «учишь» двигатель летать, совершенствуешь и отрабатываешь технологии и процессы изготовления его агрегатов.

До 2011 года в последний раз авария по вине двигателей разработки КБХА была в далеком 1999 году. С тех пор более 850 наших двигателей успешно отработали при пусках ракет различного назначения. Только за первые три месяца 2012 года благополучно выполнены четыре полёта ракет «Союз» и «Протон» с двигателями КБХА, но, как это обычно бывает, запоминают не их, а единичные неудачи.


Огневые испытания ракетного двигателя.

Сейчас на предприятии приняты меры по повышению качества выполняемых работ: на этапах подготовки конструкторской документации, технологической цепочки при изготовлении, производственных процессов и, наконец, на этапе экспериментальной и огневой отработки двигателей.

- Какие направления деятельности КБХА на сегодня являются приоритетными?

– В прошлом году мы завершили опытно-конструкторские работы по двигателю 14Д23, который используется на третьей ступени ракет «Союз2-1б» и «Союз СT», а также будет эксплуатироваться на второй ступени легкой ракеты «Союз-2-1в» разработки «ЦСКБ-Прогресс». Несмотря на неудачный запуск космического аппарата «Меридиан» в конце прошлого года, этот двигатель востребован, и мы должны обеспечить в ближайшие годы увеличение объемов его изготовления. С этой целью на предприятии проводятся техперевооружение и реконструкция производства за счет бюджетного финансирования по федеральным космической программе и целевой программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ». Также мы расширяем кооперацию с Воронежским механическим заводом.

На 2013 год у нас запланировано завершение отработки двигателя РД-0124А для новой ракеты «Ангара», подготовленной ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Он представляет собой модификацию двигателя 14Д23. КБХА уже обеспечило поставку головному разработчику экземпляра двигателя для первых лётных испытаний «Ангары». По планам Космического центра им. М.В. Хруничева до конца 2012 года эта ракета будет отправлена на космодром. Её запуск намечен на 2013 год.

Ещё одно приоритетное направление для КБХА – опытно-конструкторские работы по созданию маршевого двигателя РД-0146Д для кислородно-водородного разгонного блока тяжелого класса ракеты «Ангара-А5». Завершение его отработки планируется закончить до 2015 года.

К числу ближайших важных событий в жизни коллектива следует отнести огневое стендовое испытание ракетного блока первой ступени новой ракеты легкого класса «Союз-2-1в», которое должно состояться в начале лета. Там установлен наш новый двигатель 14Д24, изготовлением которого занимается ВМЗ. Он вышел на этап завершающих доводочных и межведомственных испытаний. Первый полёт ракеты запланирован на четвёртый квартал этого года.


Кислородно-водородный ракетный двигатель РД-0146.

Традиционно немало других перспективных опытно-конструкторских работ: создание кислородно-метанового двигателя для возвращаемой первой ступени многоразовой ракетно-космической системы разработки ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, однокамерного кислородно-керосинового двигателя РД-0125А, который найдет применение на «Ангаре» и улучшит ее тяговооружённость, работы по электроракетному двигателю, выполняемые в инициативном порядке за счет собственных средств, и целый ряд других задач.

Пристальное внимание, разумеется, мы уделяем и традиционной работе - авторскому надзору за изготовлением серийных двигателей для ракет «Союз» и «Протон» и проведению их огневых испытаний на нашей стендовой базе.

- Как вы оцениваете перспективы российской космической отрасли на ближайшие годы? Россия способна остаться великой космической державой?

- Может и должна, а с другими мыслями и за работу нечего браться. Когда Сергей Королев спросил Косберга, смогут ли воронежцы сделать меньше чем за год двигатель для третьей ступени его ракеты, тот ответил: «Сделаем!». Ни в нашем КБ, ни в Советском Союзе, ни в мире образцов такой техники не было. И ведь сделали! Мы традиции продолжаем, берёмся за любые сложные проекты и стремимся, чтобы наши двигатели не оставались на бумаге. А не ошибается только тот, кто ничего не делает. Уверен, что уже в ближайшее время воронежцы узнают о пусках новых ракет с двигателями воронежской марки.

Александр КАЖИКИН

Источник: газета «Коммуна» №51 (25879), 12.04.2012г.


Возврат к списку