Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Постигая белый свет

24.05.2019

Постигая белый свет

Год Театра | В Воронеже прошёл фестиваль современного документального театра «Вербатим фест», организованный коллективом Нового театра при Воронежском отделении СТД

Было показано шесть спектаклей – из Москвы, Петербурга, Владикавказа и Воронежа. На фестивале работали лаборатория документального театра под руководством драматурга Юлии Тупикиной и мастерская сторителлинга режиссёра и педагога Константина Кожевникова. Был выпущен хорошо оформленный буклет – словом, всё по-взрослому.

Людмила РОМАНОВА,


театровед

Новый театр существует уже года три, костяк его составляют выпускники различных лет Воронежского института искусств, а также приглашенные актеры местных театров. Под крылом Воронежского отделения СТД существует уже несколько коллективов, работа там кипит, что можно только приветствовать, ибо где ж рождаться новым идеям и формам, как не в театральном котле? А Новый театр, как написано в буклете, «объединяет драму, документальный театр, пластику, хореографию, авторскую музыку, элементы циркового искусства в единое действо». Кроме того, он занимается множеством социальных проектов, сотрудничая с социально незащищенными группами. Это большое и благородное дело, заслуживающее отдельного разговора. Мое же дело – оценить художественный уровень увиденного.

Я с большой осторожностью отношусь к текстам пьес, сделанных в технике вербатим. Документальность в них весьма условна: ведь не потащишь всё, что тебе говорит респондент, на сцену, всё равно будет сделан отбор – тобой, режиссером, участником спектакля. И чем строже этот отбор, тем лучше для спектакля. Впрочем, о соотношении искусства и жизни давным-давно написал итальянский драматург Луиджи Пиранделло в пьесе «Шестеро персонажей в поисках автора». Помнится, в советские времена писателей командировали на стройки, заводы, колхозы, чтобы они, так сказать, изучали жизнь и создавали шедевры. Увы, созданные подобным образом произведения оказывались нежизнеспособными, хотя бывали и исключения. Но они только подтверждали правило: для создания шедевра нужен талант и идея, которая не даёт тебе покоя, пока ты не найдешь художественные средства для её выражения. Это я к тому, чтобы люди театра не думали, что они нашли в вербатиме лекарство от всех болезней. Это лишь приём, помогающий освежить язык театра. Возьмем первый спектакль «Отцы. Невыдуманные истории» театра «Эскизы в пространстве» (Москва, режиссер Ирина Михейшина). Каждый артист разыгрывает этюд, вспоминая о своём отце. Никаких экстраординарных ситуаций вроде инцеста, убийства или хотя бы серьезной ссоры с отцом, что создало бы некий конфликт (а это основа пьесы), в спектакле нет. Всё приглажено, всё мило, а какие-то расхождения несущественны, хотя общий портрет отцов выглядит нерадужно: все пьют, почти все в разводе, всерьез никто не работает. Всё играется в модной нынче манере неэмоционального окрашивания, то есть довольно монотонно. Но герои отцов любят, и на том спасибо.

«Ливия, 13» по пьесе К.Риндеркнехт – совместный проект Гетеинститута в Санкт-Петербурге и Новой сцены Александринского театра (режиссер Михаил Патласов) у некоторых зрителей вызвал резкое неприятие вплоть до матерных выражений и ухода из зрительного зала. Я сначала подумала, что это часть спектакля, но оказалось, что они даже требовали вернуть им деньги за билеты. И я их понимаю.

Режиссер допустил при постановке ряд просчетов, которых можно было бы избежать. В искусстве ведь важно не «что», а «как». Мерзопакостная история, которая лежит в основе, прозвучала бы значительно острее и не так двусмысленно, если бы роли исполняли совсем молодые актеры. Затем – какая необходимость всем четверым исполнителям перебрасываться своими ролями, как мячиками в пинг-понге? В конце концов, окончательно запутываешься, кто есть кто.

И – совсем уже непонятно – зачем было приглашать на сцену нескольких зрителей, усаживать их за стол с куклами и транслировать на видеоэкран, как они смеются, разговаривают и занимаются чем-то своим, отвлекая от основного действия. Никакого объяснения этому в конце не дано. Все это напоминало скандальное телевизионное шоу, и зрители, оставшиеся на обсуждение, вели себя так же, как ведут себя участники подобных зрелищ: обсуждали, что должен был сделать отец опозоренной девочки, что предпринять учительнице и т.п. А моральную оценку подонку никто не дал. Так в чем же нравственный урок?

Третий спектакль меня очень порадовал. Пятнадцать студентов-четверокурсников Высшей школы сценических искусств Константина Райкина разыграли спектакль «Среди нас» (режиссер Андрей Кузичев) о проблемах больных лейкемией. Блестящий отбор и организация материала (есть истории трагические, лирические, комедийные – баланс выдержан), эмоциональное актерское исполнение, создание образа даже на скудном материале, владение всеми аспектами актерского мастерства (слышали бы вы их речь!) и при этом ощущение абсолютной документальности – вот в идеале каким должен быть спектакль докдрамы. Обрадовала и реальная польза от представления – весь сбор от продажи билетов был направлен на лечение детей.

Заключал фестиваль спектакль самого организатора – Нового театра – «Любовь» по пьесе самого, на мой взгляд, интересного автора «новой драмы» Ярославы Пулинович (режиссер Виктория Шаламова).

Пулинович не занимается докдрамой в стиле вербатим. По крайней мере, пьесы, которые я знаю, написаны в традиционной манере, просто в них современное содержание и современные герои. «Любовь» я не читала, может, драматург и решила попробовать себя в новом жанре, только как-то своеобразно: героиня-то у нее одна, она встречается с разными людьми, рассказывающими ей свои истории. Любовь предстаёт в них в разных аспектах. Зрелище несколько сумбурное, но исполненное лихо и с задором. Там действительно – все элементы, перечисленные в программе Нового театра: и музыка, и драматическое действие, и пение, и даже цирковые элементы. А исполнение Марией Конотоп роли Ани очень трогает какой-то чистотой и благородством.

Самое сложное – соединить все элементы в одно целое. В принципе это Виктории Шаламовой удалось, но хотелось бы больше обработки и легкости переходов, особенно в тех сценах, где после диалогов следует пластический этюд на ту же тему. А в общем, фестиваль был интересным и, надеюсь, много дал коллективу Нового театра.

Источник: газета «Коммуна» | №38 (26886) | Пятница, 24 мая 2019 года


Возврат к списку