Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





За «Стеной» не спрятаться

13.12.2018

За «Стеной» не спрятаться

Вернисаж | В Выставочном зале Воронежского художественного музея имени И.Н.Крамского проходит выставка «Пространство времени», на ней представлено творчество академиков Российской академии художеств Татьяны Назаренко и Игоря Новикова


На выставке «Пространство времени». Фото Натальи КОНЬШИНОЙ.

Когда переступаешь порог Выставочного зала, то первое впечатление – что сама уличная жизнь ворвалась в воронежский музей и, быстренько разобрав лучшие места, успокоилась, расположившись по разным уголкам зала и образовав живописные группы колоритных персонажей, которые при первой же возможности готовы охотно поделиться с нами своими непростыми житейскими историями. Вот это всё чувствуешь, когда останавливаешься перед инсталляциями, сделанными Татьяной Назаренко в эпоху «лихих 90-х». Сначала испытываешь шок, а потом воз испытываешь шок, а потом возникает жгучий интерес.

Наталья КОНЬШИНА


Все герои инсталляций выполнены из крашеной фанеры в натуральный размер. А на заднем плане эту причудливую композицию дополняет картина «Стена», нарисованная сразу на трёх больших холстах, плотно подогнанных друг к другу. На импровизированной стене можно увидеть все атрибуты современного городского арта: граффити вперемешку с обрывками каких-то объявлений, математические уравнения, указатели, цифры, упрощённый портрет девушки и многое другое. Всё это вместе образует сложносочинённую композицию — своеобразное письмо потомкам, над которым придётся изрядно поломать голову, ведь оно не имеет ни ключа, ни шифра.

Татьяна Назаренко уже со времён учёбы в Суриковском институте тяготеет к большому формату. Художница черпает вдохновение в современной жизни, изображая её правдиво и без прикрас. Все её крупноформатные картины заполнены персонажами, которые постоянно чем-то заняты: то спешат по своим делам или размышляют на досуге, то купаются и совместно отмечают праздники в кругу друзей, выпивают, строят кому-то дом, танцуют, разговаривают – в общем, делают всё то, что свойственно обычным людям. Герои очень разные и принадлежат к различным социальным группам, но их образы схожи и оттого мгновенно узнаваемы.

И что бы все они ни делали, у зрителя остаётся стойкое ощущение, что он присутствует на чьём-то празднике души и тела, некоем бразильском карнавале с российским колоритом и размахом.

Нередко среди персонажей картин можно увидеть и саму художницу. Она – полноправный герой своих произведений и нынешнего нестабильного времени... Она не приукрашивает себя, и потому неудивительно, что, возможно, для кого-то из нас выглядит нелепо, неким шутовским персонажем; но это маска — защитная реакция автора.

Центральное место экспозиции занимают восемь работ, вместе образующие цикл «Заклинания». Эти картины были нарисованы Назаренко в течение девяти лет, начиная с 1995 года. На них можно увидеть старую икону с почти утраченным красочным слоем, портрет вельможи со свитком, натюрморт, выполненный в жанре «картинаобманка», любимую бабушку Татьяны — Анну Семёновну, восточную женщину в роскошной парандже, лицо которой скрыто чёрной непроницаемой чадрой, фаюмский портрет, как бы выглядывающий из спелёнутой мумии, изображение обнажённой женщины и портрет юного сына Николая с деревянной лошадкой. Все работы цикла объединяет внешне кажущаяся недосказанность, потёртость, полная или частичная утрата красочного слоя, поздние записи и наслоения потемневшей от времени краски. Это можно понимать как утрату исторической памяти, многочисленные вопросы без ответов, обрыв связей с прошлым, как закрытый лик истории, укрывание исторических фактов и правды за ретушью снимков… Переклички с историей нашей страны очевидны.

Нельзя пройти мимо небольшого, но очень красноречивого цикла картин, которые уже на первый беглый взгляд сразу отсылают нас к библейским мотивам. На больших холстах «Опознание», «Избиение младенцев» и «Положение во гроб» отражены жестокие российские реалии. Всё сразу понятно без слов. И оттого на сердце становится тревожно и страшно, что это повторяется в жизни...

Нередко среди персонажей картин можно увидеть и саму художницу. Она не приукрашивает себя, и потому неудивительно, что, возможно, для кого-то из нас выглядит нелепо, неким шутовским персонажем; но эта маска — защитная реакция автора.

В истории искусств редко бывает так, чтобы художнику посчастливилось быть признанным в равной степени искусством официальным и искусством подпольным, творить для себя, а не на потребу публики и при этом быть успешным. Татьяна Григорьевна страстно интересуется всем, что происходит вокруг неё, много и с упоением работает, раскрывая свой очередной художественный замысел до конца.

Каждый год к Татьяниному дню она организует большую персональную выставку, состоящую из новых работ. Она так говорит о своём творческом кредо: «Художник обязан всё сказать в своих работах с помощью холста и кисти. Художник как отражение своего времени тоже должен меняться».

На втором этаже Выставочного зала воронежского музея представлено пятнадцать живописных полотен Игоря Новикова. Тема его работ — наблюдения художника за быстро меняющимся миром и сопутствующие ему философские обобщения. Сегодня в своём творчестве Новиков использует необычный приём: в сюжеты картин великих мастеров он искусно вписывает придуманные им пиктограммы. По замыслу художника, эти знаки на фоне привычных традиционных мотивов есть символы сегодняшней действительности, они определяют жизнь людей в современном мире. Пиктограммы очень условны, как некие фантомы возможно грядущих событий. В зависимости от ситуации в мире одни и те же картины могут по-разному прочитываться и обозначать разное, например, библейские сюжеты, юмор, сострадание, а иногда и острополитические вещи.


Художники Игорь Новиков и Татьяна Назаренко. Фото Натальи КОНЬШИНОЙ.

Первые работы в этой стилистике Новиков стал рисовать ещё в 1980-е годы, в эпоху перестройки, и сначала знаки были только красного и черного цветов. Потом стали проявляться другие цвета – белые, зеленые, желтые. Это не дорожные знаки, как наивно думают некоторые, а полностью придуманные фигуры. Многократно повторяемые пиктограммы составляют некое действо: кто-то бежит по лестницам, кто-то летит по небу, идет шеренгой по Москве или по привычным русским пейзажам… Отчего картины, собранные все вместе, производят странное абсурдистское впечатление.

Своё творческое кредо Игорь Новиков обозначил так: «Я стремлюсь создать какое-то напряжение, поставить вопрос и отобразить время, в котором живу. Заметил, что иногда события, которые изображаю на своих полотнах, становятся пророческими. Например, картина «Бегство в Европу».

Источник: газета «Коммуна» |№97 (26844) | Пятница, 14 декабря 2018 года


Возврат к списку