Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Государственный финансовый контроль: вчера, сегодня, завтра

13.12.2018

Государственный финансовый контроль: вчера, сегодня, завтра

Экономика | Контроль за соблюдением законности в сфере бюджетной деятельности, а также за общим состоянием финансов в государстве служит важнейшим инструментом государственного управления

Девяносто пять лет минуло с того дня, когда по решению Правительства СССР в составе Наркомфина было создано Финансово-контрольное управление с органами на местах для проведения документальных ревизий на предприятиях и в организациях. В последующем оно было преобразовано в Финансово-бюджетное управление, а затем в действующее долгие годы Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина.
На протяжении почти столетней истории своей деятельности контрольно-ревизионные органы неоднократно претерпевали изменения: менялись их функции и полномочия, менялась структура. Но сама система государственного финансового контроля зарекомендовала себя как необходимый инструмент обеспечения законности и сохранности государственных средств, проявила высокую устойчивость и результативность на различных этапах развития Российского государства.
Сегодня федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, является Федеральное казначейство и его территориальные органы, реализующие эту функцию на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. В Воронежской области – это Управление Федерального казначейства по Воронежской области. Корреспондент «Коммуны» встретился с врио руководителя Управления Светланой ТАМБОВЦЕВОЙ.


Врио руководителя Управления Федерального казначейства
по Воронежской области Светлана Тамбовцева
Фото УФК по Воронежской области.

– Светлана Ивановна, необходимость осуществления контроля со стороны государства за всеми этапами экономической деятельности, распределением результатов этой деятельности, использованием средств, выделенных из бюджета, на выполнение государственных функций существовала всегда. Как сегодня организована эта работа в Управлении Федерального казначейства по Воронежской области? Каковы сегодня его полномочия в этой сфере деятельности?

– Управление Федерального казначейства по Воронежской области осуществляет государственный внутренний контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; за полнотой и достоверностью отчётности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий; за соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в рамках своих полномочий; за исполнением условий заключённых государственных контрактов, применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учёта поставленного товара, выполненной работы (её результата) или оказанной услуги; за соответствием использования поставленного товара, выполненной работы (её результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки. Объектами контроля являются организации и учреждения, получающие средства на свое содержание из федерального бюджета, финансовые органы и получатели средств по межбюджетным трансфертам, предоставленным из федерального бюджета, и другие юридические лица, чья деятельность связана с финансированием за счет средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов.

Начинается контрольная деятельность Управления с планирования, отбора контрольных мероприятий для включения в годовой план проверок. Эта работа выполняется по установленной Федеральным казначейством методике с применением риск-ориентированного подхода, который заключается в формировании плана на основе анализа и оценки риска совершения объектом контроля нарушений в финансово-бюджетной сфере. Важно также соблюдать периодичность проведения плановых контрольных мероприятий, которая в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более одного раза в год. Кроме объектов контроля, отобранных Управлением, в план контрольных мероприятий включаются объекты контроля по централизованным заданиям Федерального казначейства – это проверки в отношении наиболее значимых для государства программ, направлений и объектов контроля. Например, проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», или проверки средств, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Большое внимание уделяется проверкам средств, выделяемых из федерального бюджета бюджету Воронежской области в виде межбюджетных трансфертов.

План контрольных мероприятий утверждается на год и размещается на официальных сайтах Федерального казначейства и его территориальных органов в Интернете. Кроме того, контролеры-ревизоры Управления выходят на внеплановые проверки по заданиям Федерального казначейства.

– Как же практически осуществляются данные контрольные мероприятия?

– Они проводятся двумя способами: с помощью камеральной проверки или с выходом на место нахождения объекта контроля. Необходимо отметить, что с передачей функций финансово-бюджетного надзора Федеральному казначейству камеральные проверки приобретают большое значение в контрольной деятельности, потому что позволяют пользоваться автоматизированными электронными ресурсами Федерального казначейства, более эффективно использовать кадровый потенциал, а также увеличить охват объектов контроля и улучшить качество контрольных мероприятий. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения территориального органа Федерального казначейства на основании бюджетной (бухгалтерской) отчётности и иных документов, представленных объектами контроля, а также информации, полученной в результате анализа данных информационных систем об объемах финансирования из бюджета и проведенных платежных операциях, о закупках товаров, работ, услуг и др.

Но более распространено проведение выездных проверок (ревизий) по месту нахождения объекта контроля. Выбор такого способа контроля обусловлен зачастую темой проверки, большим объёмом проверяемых документов, которые имеются только у объекта контроля.

– И каковы бывают результаты таких контрольных мероприятий?

– Разными. Ведь важно не только выявить и зафиксировать нарушение, но и возместить ущерб Российской Федерации, минимизировать последствия нарушений бюджетного законодательства, проанализировать условия, способствующие совершению нарушений, с целью предотвращения их повторения в будущем.

За время выполнения функций финансово-бюджетного контроля Управлением, т.е. с апреля 2016 года, по итогам контрольных мероприятий должностными лицами Управления выдано 86 представлений и 28 предписаний об устранении выявленных нарушений, направлено 8 уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, возбуждено 38 производств по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, по итогам контрольных мероприятий, в которых выявлены нарушения бюджетного законодательства, Управлением направлены информационные письма в органы прокуратуры, которые вправе принять меры реагирования в пределах своих полномочий.

Приведу немного статистики. С апреля 2016 года и по текущий период 2018 года Управлением Федерального казначейства по Воронежской области было проведено 211 контрольных мероприятий. Общая сумма проверенных средств составила 270,2 млрд рублей.

Выявлено 643 нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, на сумму 76,6 млрд рублей (в т.ч. нарушения бухгалтерского учета, не требующие возмещения в доход федерального бюджета). Общая сумма возмещенных в федеральный бюджет средств составила 109,2 млн рублей. Уплачено штрафов в результате привлечения к административной ответственности на сумму 234,4 тыс. рублей.

Следует отметить, что результаты контрольных мероприятий рассматриваются на заседаниях контрольной комиссии Управления коллегиально и с участием представителей объектов контроля. Это – один из инструментов обеспечения объективности выводов контролеров-ревизоров и, соответственно, повышения качества осуществления контроля.

– То есть всякий раз свою работу специалисты контрольно-ревизионного блока Управления доводят до логического завершения, не оставляя ни одного шанса нарушителям избежать наказания?

– Да, именно так. Контроль устранения нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, занимает особое место в деятельности контрольно-ревизионного блока Управления. В случае, если устранение нарушений требовало проведения дополнительных работ со стороны объекта контроля, сотрудниками Управления производятся повторные выезды на объекты контроля с целью фотофиксации фактов устранения нарушения. По результатам данных выездов также составляются акты осмотра.

Например, в ходе проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, расположенного в Воронеже, был выявлен факт некачественно проведённого ремонта кровли здания. Объекту контроля было предписано устранить выявленные строительные недостатки в месячный срок. Для проверки устранения нарушения сотрудниками Управления был произведён повторный выезд на место, где был проведён осмотр результатов работы по ремонту кровли и установлен факт устранения ранее выявленного нарушения.

– Светлана Ивановна, наверное, трудно переоценить значимость работы ваших специалистов в этой сфере финансовых отношений, стремление к тому, чтобы каждая государственная копейка шла только на пользу российской экономике, чтобы как можно меньше было соблазна безнаказанно залезать в общественный карман…

– Так оно и есть. В настоящее время и на ближайшую перспективу важнейшим инструментом социально-экономической политики Российской Федерации в сфере бюджетных отношений становится именно финансовый контроль, развитие которого, прежде всего, требует внедрения новых форм и методов контроля, построения эффективной модели государственного финансового контроля. Новая модель финансового контроля должна обеспечить на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации своевременное выявление рисков совершения бюджетных нарушений, а также эффективно устранять условия и причины их совершения.

Уже сегодня в целях совершенствования модели финансового контроля Федеральное казначейство определило комплекс первоочередных задач. В их числе, в частности, такие меры, как создание механизма взаимного признания результатов контрольных мероприятий всех контролирующих ведомств; переориентация финансового контроля Федерального казначейства с последующего на упреждающий и постепенный переход от наказания к предупреждению; внедрение риск-ориентированных подходов при осуществлении контрольной деятельности и разработка перечня показателей для выявления рискоёмких направлений деятельности объектов контроля; внедрение системы рейтингов и отбор перечня объектов контроля с большей вероятностью совершения нарушений в финансово-бюджетной сфере; повышение степени участия главных распорядителей бюджетных средств, государственных заказчиков в системе внутреннего финансового контроля.

Все эти меры, безусловно, должны способствовать снижению рисков совершения нарушений в бюджетной сфере до минимума, преследуя единственную цель – предотвращение нанесения финансового ущерба Российскому государству.

Беседовал Александр КАРЕЦКИЙ.

Источник: газета «Коммуна» |№97 (26844) | Пятница, 14 декабря 2018 года


Возврат к списку