Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Политический дневник. Две Франции

27.04.2017

Политический дневник. Две Франции

В минувшее воскресенье был преодолен первый этап политической баталии, за которой с огромным напряжением следил весь мир, но в первую очередь – европейцы. Во Франции состоялся первый тур президентских выборов, в котором приняли участие более десятка кандидатов, предлагавших своим согражданам различные альтернативы развития на ближайшие пять лет.

Александра Глухова,
доктор политических наук, профессор
Воронежского государственного университета

О том, насколько важным оказался этот тур, свидетельствует явка: к избирательным урнам пришли четыре из пяти французов. Традиционный для французской политики расклад сил на правых республиканцев (Франсуа Фийон) и левых социалистов (Бенуа Амон) дополняли представитель крайне левого крыла Жан-Люк Меланшон и крайне правого крыла – Марин Ле Пэн, лидер «Национального фронта». Особую деидеологизированную позицию занял Эмманюэль Макрон, представляющий новое политическое движение «Вперед!». Именно он, выступавший фаворитом в последние предвыборные недели, и стал победителем первого тура, набрав 24 процента голосов избирателей, на один миллион больше, чем его главная соперница Марин Ле Пэн.

Последняя, выйдя во второй тур, повторила успех своего отца – бывшего лидера «Национального фронта» 15-летней давности (21, 3 процента). Как заявил один из комментаторов телевизионного канала «Евроньюс», «по Европе пронесся вздох облегчения». Что конкретно он имел в виду? Дело в том, что среди названных выше лидеров президентской гонки только Эмманюэль Макрон занимает четкие и определенные проевропейские позиции, выступая сторонником сохранения и усиления Евросоюза. При этом он, разумеется, видит и слабые стороны этой организации, включая бюрократизацию ее управленческих структур, оторванность элит от рядовых европейцев, разочарование последних и т.д. Однако это, по его мнению, не повод и не основание отказываться от того, что гарантировало мир и процветание в Европе на протяжении семи послевоенных десятилетий.

Победа в первом туре самого молодого кандидата (Макрону – 39 лет) показала, что французское общество, особенно – его молодежная часть, активно симпатизирует политику, избегающему четкой политической и идеологической идентификации, но ориентирующему страну на будущее, на построение «новой Франции». Размытость своей идеологической линии он оправдывает желанием уйти от партийных стереотипов и сделать так, чтобы вокруг его новой динамичной фигуры объединились лучшие люди разных политических взглядов.

Среди программных заявлений Макрона – модернизация и либерализация экономики, но при сохранении большей части социальных гарантий. При этом он планирует за пять лет сократить государственные расходы на 60 млрд евро. Его безусловным достоинством является то, что он ничем себя не запятнал, в отличие от некоторых своих соперников, прежде всего – Ф.Фийона. Но, с другой стороны, мало кто из аналитиков рискнет предсказать, на что способен этот молодой политик. Сама его политическая биография свидетельствует о хорошей политической интуиции. Так, по приглашению Президента Франсуа Олланда, он стал его экономическим советником, а в августе 2014 года был назначен Министром экономики. Два года спустя, обретя определенный опыт и политический вес, Макрон создал собственное политическое движение «En marche!» («Вперед!», «В путь!»), воспользовавшись кризисом в рядах двух главных соперничающих партий – республиканцев и социалистов.

Август 2016 года стал для него стартовой площадкой для занятия новой, главной политической высоты – поста президента. Несмотря на то, что такой поступок выглядел не очень этично по отношению к действующему Президенту, поддержку молодому политику выразили многие видные фигуры в правящей социалистической партии, и даже некоторые перебежчики из стана правых. После победы в первом туре Макрона поздравил и пожелал дальнейших успехов и Президент Франсуа Олланд.

Что касается Марин Ле Пен, то она по всем позициям является полной противоположностью Макрону. Как и свойственно лидеру-популисту, в её предвыборной риторике звучали заявления, раскалывающие общество, откровенно ксенофобские призывы избавиться от «понаехавших» во Францию выходцев из Северной Африки. Вину за потрясшие страну террористические акты лидер «Национального фронта» возложила на Правительство и Президента-социалиста, называя их слабыми и непрофессиональными. Как уже говорилось, ключевой темой её выступлений стало обещание разрушить Евросоюз, вывести Францию из его состава по примеру «Брэкзита».

«Именно я – настоящий народный кандидат!» – заявила Ле Пен накануне выборов, а после голосования сравнила себя с генералом де Голлем – культовой для французов фигурой. Правда, результаты первого тура показали, что сокрушительной поддержки столь одиозным предложениям ей не получить, в силу чего мадам Ле Пен на время выборов сложила с себя обязанности лидера «Национального фронта». Однако такая откровенная «шифровка» вряд ли может что-то серьезно изменить за остающиеся полторы недели.

Французские выборы, как ранее американские и голландские, или референдум в Великобритании, подтвердили глубокий раскол, который проходит сегодня через большинство современных обществ. Как говорится, французы здесь оказались в общем тренде. Тренд же заключается в том, что почти половина общества ориентирована на будущее, на поиски современных ответов на новые вызовы, а другая половина, напротив, ориентирована на прошлое, пытаясь защититься от этого будущего при помощи традиционных ценностей. С точки зрения ценностного противостояния, это конфликт современности с фундаментализмом, модерна с архаикой.

С одной стороны, предоставленный людям выбор сам по себе есть явление положительное, поскольку люди имеют разные взгляды, предпочтения, разные представления о желаемом завтра. На сегодняшний день большинство французов поддержали модернистскую тенденцию против тенденции архаичной.

Но Эмманюэль Макрон довольно удачно уточнил формулу этого ценностного противостояния, заявив, что на самом деле происходит не борьба глобалистов с «суверенетистами» (то есть сторонниками абсолютного суверенитета отдельных государств), а патриотов с националистами. «Патриоты – это мы, потому что мы заботимся о будущем страны, а не стенаем по прошлому! А вы – ретро-националисты, потому что тащите нас в прошлое!» Своим сторонникам он дал обещание стать Президентом патриотов против националистов, Президентом, который не разрушает, а защищает, меняет и строит.

Первый анализ социальной базы его электората подтверждает, что молодые образованные люди, живущие преимущественно в крупных городах, с энтузиазмом поддерживают такую повестку дня и готовы помогать новому политику в реализации его планов и намерений. Программу Марин Ле Пен в столице поддержали всего пять процентов парижан, однако в небольших городках и рабочих поселках за нее проголосовали более 40 процентов избирателей.

Седьмого мая станет окончательно ясно, какой путь – в будущее или в прошлое – выберет Франция. Соперники Макрона от республиканцев и социалистов, с опорой на решение руководства своих партий, заявили об его поддержке во втором туре, призвав проголосовать за него своих избирателей. Фактически против оставшегося без руководителя «Народного фронта» создается альтернативный Республиканский фронт, объединяющий и левых, и правых, и центристов с целью не допустить к власти ультраправых популистов. Если эту задачу удастся решить, на повестку дня выйдет новая важная задача – победить на парламентских выборах, намеченных на июнь нынешнего года.

Источник: газета «Коммуна», №33 (26677) | Пятница, 28 апреля 2017 года


Возврат к списку